К
КАТАХРЕЗА –
семантически неоправданное сочетание слов. Например: «малиновый звон»,
«пушечная стрельба» (бытовые катахрезы). К. может быть
ошибкой речи или приёмом поэти-ческого
стиля, например:
Румяный взор свой
осклабляет.
Державин
КАТАХРЕЗИС
–
употребление за недостатком прямого,
выражающего понятие слова,
другого, более или менее ему соответствующего.
КАТЕГОРИЯ автора
– носитель идейной концепции художественного
произведения. Он связан с автором реальным, но не равен ему, поскольку
в художественном произведении воплощается
не вся полнота личности автора, а лишь некоторые её
грани. Автор художественного
произведения может разительно
отличаться от автора реального. Книга может быть очень
оптимистической, а сам автор – пессимистом.
КАТЕГОРИЯ
эстетики
–
наиболее общие
понятия, раскрывающие
содержание эстетики как науки, научно обобщающие эстетическое
своеобразие окружающей действительности. Наиболее общими
категориями являются: красота,
прекрасное, безобразное и т. л.
КАТИЧИ
– разновидность португальской глоссы, зависящий от количества строф.
Развилась в ХVI в.
КАТРЕН –
Строфа в четыре стиха, четверостишие. К. могут быть
холостые, рифмованные и смешанные. Поначалу холостые катрены
образовались вероятно из сдвоенных дистихов.
Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила:
К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал.
Дева тотчас умолкла, сон его лёгкий лелея,
И улыбалась ему, тихие слёзы лия.
Пушкин
Разновидностью К. является редко встречающееся
четверостишие на одно созвучие, «монорим» (АААА или аааа).
Я слышал то, что слышать мог:
Баянов русских мощный слог,
И барабанный бой эпох,
И музы мужественный вздох.
Давид Самойлов
Даже если сулят золотую парчу
или порчу грозят напустить – не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу –
я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!...
Владимир
Высоцкий
Третий разряд К. содержит в себе комбинации холостых и
рифмованных строк. (ХАХА, АХАХ, АА песенки, припевки. Иногда называАХ,
ААХА и пр.)
Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Баратынский
КАТХАИ и
АКХЬЯНКА –
древнеиндийские
жанры прозы. Между ними были формальные незначительные различия. К
таким жанрам принадлежит санскритский авантюрный роман.
КАТХАКАЛИ
–
театральная форма в Индии, когда
актёр говорит со зрителями
жестами.
КАУТА –
песенки, припевки. Иногда называются «фуси» – песни. Жанр японской
городской песни, процветавший в «весёлых кварталах».
КВАДРАТНЫЙ СТИХ –
размер народных шутливых песен у древних римлян (наряду с
сатурнийским стихом), из-за чёткости ритма и получил название
«квадратного стиха».
Галлов Цезарь вёл в триумфе, / галлов
Цезарь вёл в сенат;
Сняв штаны они надели / тогу с пурпурной
каймой.
Или:
Пусть полюбит не любивший, / пусть любивший
любит вновь.
Вновь весна, весна певуча / самый мир
весной рождён.
КВАДРИГА
– польская литературная группировка в 1926 г. Для творчество К.
характерна общественная заострённость тем, склонность к рефлективности.
КВАДРИСПОНДИЧЕСКИЙ стих
– латинский стих. Содержит четыре ударения, приходящихся на четыре
слова: здесь речь идёт не о языковых ударениях, а о сильных позициях
силлабо-тонического стиха, на которых ударение может стоять, как на
части слова.
КВАЛИТАТИВНОЕ
стихосложение
– система равносложного силлабо-тонического стиха, в котором нет
деления на долгие и краткие слоги, но имеется качественное различие
ударных и безударных слогов.
КВАНТИТАТИВНАЯ МЕТРИКА (греко-латинская) –
устойчивый квантитативный ритм (чередование долгот и краткостей) в
стихе. Сложилась в 1000 и 750 гг. до н.э. из двух систем
стихосложения: силлабо-метрической, эолийской (в Эолиде) и
чисто-метрической ионийской (в Ионии), и в
III
веке до н.э. стала всеобщей, греко-латинской. В К.м.
впервые появились понятия: «стопа» – сочетание сильного и слабого
места, регулярно повторяющегося через весь стих; и «мора» (мера) –
единица длительности стопы, равная одному краткому слогу, причём
короткие стопы отсчитывались не по стопам, а диподиями (двустопиями).
Стопы были, соответственно, трёхморные (ямб, хорей, трибрахий) и
четырёхморные (дактиль, анапест, спондей, прокелевсматик и т.д.).
Назывались чисто-метрические размеры по названию стопы, а не от
названия строчек, как в силлабо-метрической системе. Основных
размеров античной К.м. было пять: главные:
«дактилический гексаметр» (6-мерник), «трохаический тетраметр»
(4-мерник), и «ямбический триметр» (3-мерник). И вспомогательные –
«дактилический пентаметр (5-мерник) при гексаметре» и «ямбический
диметр (2-мерник) при триметре». Ионийские размеры появляются у Гомера
и Архилоха уже в отработанных устоявшихся формах, например, гексаметр,
размер «Илиады и «Одиссеи» (IХ–VIII
вв. до н.э). В ХVII
веке Мелентий Смотрицкий пытался (безуспешно) внедрить К.м.
в славянский стих.
КВАНТИТАТИВНОЕ
стихосложение –
количественное. Под количеством имеется в виду количество
времени, нужного для произнесения долгого или краткого слога. В
К.с. слоги в стихе заменяются не по счёту (как в метрической
системе стихосложения) а по длительности: не «вместо одного краткого
слога один долгий», а «вместо двух кратких один долгий» или «вместо
трёх-четырёх кратких один сверхдолгий» и наоборот, подобно
взаимозаменяемости нот в музыке и пении.
КВАТРЕН
– стихотворный размер итальянской
поэзии ХVII в.
КВАТРОЧЕНТО – название ХV
века – периода раннего Возрождения в итальянской культуре.
КВИЗУРЫ
– в Скандинавии рифмованные
двустишия или четверостишия.
КВИЛА
–
песнь. Жанр исландской литературы – повествовательные
стихотворения.
КВИНТИЛЛА –
пятистрочная строфа в испанской лирической поэзии.
КЕГЕ
– японский средневековый фарс. Расцвет относится к ХIV–ХV вв. К.
представляет короткую одноактную комедию, исполняемую на народном
празднике. Она является интерлюдией между серьёзной драмой. Типичные
персонажи К. – слуга–пройдоха, плут, монах, обнищавший
чванливый феодал, неумелый маг.
КЕГЭН
– в японской литературе ХIV-ХI
века фарс. Высмеивались монахи, повседневный быт.
КЁКА
(КЁКУ) – жанр японской
сатирической или юмористической поэзии. Короткие стихотворения в пять
строк – 31 слог. К. представляет бытовую или
политическую сатиру, иногда пародию на высокую поэзию. Появилась в
конце ХШ-Х1У век «безумные стихи». ХV в.
КЕЛИН-САЛОМ –
привет
невесте, узбекские свадебные песни.
КЕЛЬ-КЕЕВ
– во Франции группа писателей, которые сводили
задачу романиста к воспроизведению
процесса зарождения замысла
романа и его написания и даже процесса складывания собственной
языковой ткани.
КЕМПЕВИЗЕР
–
датские, норвежские и шведские народные песни. Содержание которых
составляют мифы и героические сказания. Сопровождались пением и
пляской.
КЕНЗЕЛЬ
–
стихотворение из трёх пятистиший.
Форма, принятая во французской поэзии.
КЁННИНГИ
–
древнескандинавские поэтические иносказания.
КЕНОТАФИЯ
– надпись на
надгробии, сооружённом не на могиле, а в другом месте. Писалась в
стихах или прозе.
КЕРЕГЕ
– в киргизской
литературе бытовые песни-завещания.
КЕРОПСКАЯ песнь
–
жанр албанской литературы,
содержащий непосредственный
отклик на какое-л. событие. Лаконичное описание ситуации. Содержит
хвалу или хулу человека и его поступков.
КИ
– в японской литературе жанр поэзии и прозы – хроники.
КИБЁСИ
– в Японии книги в жёлтой обложке. Сатира, юмор, гротеск.
КИКЛИКИ
– древнегреческие поэты, в
подражание Гомеру воспевавшие деяния героев и богов.
КИКЛИЧЕСКИЕ поэмы
– цикл древнегреческих поэм мифологического содержания, слагавшихся в
после гомеровское время (VII–VI вв. до н. э.).
Сохранились в отрывках и имеют историческое значение.
КИПСЕК
–
книга с роскошным собранием
иллюстраций или собрание гравюр и рисунков.
КИРТСКИЕ песни
–
жанр греческого фольклора. Песни об освободительной борьбе киртов,
т.е. воров, с турками, их
подвиги и гибель.
КИССА
(рассказ) – в индийской поэзии
(Пенджаб)эпическая поэма с чётким сюжетом.
КИТ’А (КЫТА)
– фрагмент; монорифмическая жанровая форма поэзии востока.
Используется для создания небольших форм произведений философского или
дидактического характера. Рифма К. аб, вб, гб и т.д.
без парной рифмы в первом бейте.
КИЧ
– в литературе подделка. В теории постмодернизма определённое звено
между реальным объектом и симулякром – бедное значением, клише, псевдо
вещь.
КИЧЕН –
в Японии
ХV века шуточные пьесы.
КЛАДБИЩЕНСКАЯ
поэзия
– условный термин в истории
английской литературы. Общность
таких мотивов, как бренность плоти, неизбежность смерти и т. д. могли
свидетельствовать, что в ХVIII
в. националистический оптимизм ранних просветителей уже
не удовлетворял новое поколение и
пересматривался.Кладбищенская
тема трактовалась очень по-разному.
КЛАРИЗМ
–
термин, выдвинутый небольшой группой
поэтов во главе с Кузминым.
Означает требование обратиться к реальной жизни, что предварило
рождение "академизма".
КЛАССИКА –
выдающиеся, общепризнанные произведения искусства, имеющие
непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Классическим периодом в национальной литературе принято считать время
появления наибольшего числа крупных дарований, создающих законы,
традиции этой литературы. Во Франции таким периодом стал
ХVII век, ознаменованный
именами Корнеля, Расина, Мольера, в Германии – вторая половина
ХVIII
века (Лессинг, Гёте, Шиллер), в России – ХIХ
век (от Пушкина до Чехова). К классике относят и произведения
современности, получившие мировое признание» (Д.Л.Чавчанидзе).
КЛАССИК
–
общепризнанный образцовый писатель.
КЛАССИЦИЗМ
– художественное направление и стиль в искусстве и литературе
ХVII–начала ХIХ в., восходящее к античности и эпохе Возрождения. Для
К. характерны высокая гражданская тематика, отражение
жизни в идеальных образах, опора на античное наследие. К-ом.
разработаны строгие стилистические нормативы, деление на «высокие» и
«низкие» жанры», при этом индивидуальная лирика отрицалась. Великие
представители К. – Вольтер, Г.Державин, И.Гёте,
М.Ломоносов. Зародившись во Франции, К. получил
распространение в России в ХVIII– начале ХIХ века. «Искусству
классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции,
вера в силу разума, чёткость и ясность моральных и этических оценок»
(Ю.Б.Борев). «Своеобразие русского классицизма состояло в его
национальном колорите, в том, что его произведения создавались на
материале не Древней Греции и Рима, а отечественной истории… Насыщая
своё творчество национально-патриотическими мотивами, русские
классицисты приближали тем самым литературу к демократическому
читателю» (Н.Гуляев).
КЛАССИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
–
образцовая, наиболее
ценная в идейном и
художественном смысле литература как прошлого, так и настоящего.
КЛАССИЧЕСКАЯ
филология
–
совокупность наук о класси-ческой
(греко-римской) древности.
КЛАССОВОСТЬ
искусства
–
проявление в искусстве взглядов,
убеждений, идеалов различных общественных классов и групп,
отражение действительности с
определённых классовых позиций.
КЛАССОВОСТЬ
литературы
–
позиция писателя в противоречивом
соотношении социальных сил, из которых вытекает идейная направленность
его произведений.
КЛАУЗУЛА
– заключение.
Окончание стиха, состоящее из
последнего ударного и следующих за ним неударных слогов. Может
быть К. мужская,
женская, дактилическая и
гипердактилическая. «При созвучии клаузул двух (и более) стихов
возникает рифма» (Б.П.Гончаров). В риторике К. –
заключительная речь оратора
или определённый отрезок этой части, где должен быть
сосредоточен основной пафос оратора.
КЛИМАКС
(лестница)
– повышающая
градация – подъём:
Не жалею, не зову, не плачу…
Есенин
Пришёл, увидел, победил.
Стилистическая фигура,
противоположная антиклимаксу – понижающей градации.
КЛИРИКАЛЬНЫЕ
жанры –
в средневековой литературе
Западной Европы христианская
традиция преобладала над античной. Именно церковь определяла
тематику литературы, в которой были
созданы следующие жанры: лирическая поэзия, олеографическая,
дидактическая, аллегорическая поэзия.
КЛИРИКАЛЬНО-РЫЦАРСКАЯ литература
– жанр испанской
литературы ХII–ХIII вв. Писались на языке, близком к народному. Класс рыцарей был
связан с духовенством, как с более культурным слоем общества.
КЛИШЕ–
выражение. Механически
воспроизводимое в типичных речевых текстах, шаблонная, избитая
фраза.
КЛОН
– в сиамской поэзии
старинный песенный размер.
КЛУХТ
– в
средневековой голландской литературе фарс.
КНИГА
– 1) произведение печати в виде переплетённых листов с каким-л.
текстом, 2) крупное подразделение литературного
произведения, состоящего из многих
глав: роман в трёх книгах.
КНИГА чувств
– литературное направление в Китае ХIХ в., характерное
устремленностью к реальной жизни.
КНИГОВЕДЕНИЕ
– комплексная наука о книгах, произведениях печати как явлении
культуры, предмет производства и распространения.
КНИГОЛЮБ
– любитель,
собиратель книг, читатель.
КНИГОНОША
–
продавец книг вразнос или
библиотечный работник, доставляющий книги на дом.
КНИГООБМЕН
–
обмен книжной продукцией, книгами
между библиотеками, учреждениями, отдельными лицами.
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
–
печатание и издание книг.
КНИГОХРАНИЛИЩЕ
–
помещение для хранения книг в
библиотеке, книжном магазине. Крупная общественная библиотека.
КНИЖНИК
–
любитель и знаток книги, работник
книжной торговли.
КНИЖНЫЙ развал – продажа книг на улице, вне магазина.
КНИТТЕЛЬФЕРС
–
ломаный стих. Старинный немецкий
стих, господствовавший в
Германии ХVI
в. Характеризуется смежной парной рифмой и неурегулированным
чередованием мужских и женских
окончаний. Примером может служить «Лесной царь» Гёте.
КОБЛА – собственно «связка», в провансальской лирике обозначение
строфы.
<<< Назад
Дальше >>>
|