Н
НАГАУТА или тека
– в японской поэзии
длинная песня. Форма стихов с неограниченным чередованием пяти и
семисложных строк с заключительной семисложной строкой.
НАГЛЯДНОСТЬ
–
особенность художественного отражения действительности, заключающаяся
в создании путём использования различных изобразительных средств
реального, конкретно-чувственного образа изображаемого предмета или
явления и позволяющая легко представить его зрительно.
НАДЗОРАЕ-УТА
– в
японском сборнике «Манъёсю» жанр песни-загадки.
НАДПИСЬ
– малый
поэтический жанр. Высекалась на камнях
храмов, дворцов, на плитах гробниц. Бытовал чисто литературный жанр
надписей-эпиграмм. Отличительная черта жанра – указать в тексте на
какое-либо изображение, которому надпись посвящена. Бывают
психологические и философские Н.
НАЗИРА
– форма литературного подражания, распространённая на Ближнем Востоке
и в Азии. Сохраняет порядок рифм. Используется в ответных стихах на
касыду.
НАЗМ
– форма индийской
(делийской) поэзии, в которой чередуются строки на фарси и урду.
НАКИВА БУСИ
– В
японской поэзии жанр баллад.
НАКХ-ШАКХ
– стиль поэзии урду «с ног на голову». Поэзия усложнённого
стиля. Представляет собой описание внешности какого-либо персонажа.
НАМЕ
– жанр посланий в
узбекской литературе, любовные послания.
НАМТАР
– биография. Жанр тибетской литературы.
НАНИВА-БУСИ –
в Японии
сюжетные баллады.
НАНИЗЫВАНИЕ
– построение произведения таким образом, когда на основной сюжет как
бы нанизывается ряд побочных, помогающих понять основной сюжет.
НАНЬСИ
– в Китае южные пьесы, жанр до юньского театра. Возник в юго-восточном
районе. Он соединил фарс, цзайцзюй и песенно-танцевальные жанры.
Появилась театральная форма с диалогом, пением, танцами, ,допускавшая
импровизацию. Появились амплуа актёров.
НАОСИ
– жанр пародии в японской литературе ХII века на самые известные
произведения того времени.
НАПЕВНЫЙ стих
– интонационный тип стиха, в котором структура фразы и группа фраз
подчиняется музыкальной композиции, присущей преимущественно интимной
лирике. Из всех форм стиха Н. с. присущ более всего
песне. Эйхенбаум делил Н. с. на три вида: 1. Куплетная
форма. Каждая строфа куплета синтаксически и тематически завершена и
не зависит от других ("Землянка" Суркова). 2.Сложнее композиция
песенной формы: «тема – другая тема – реплика». 3.Наиболее сложная
форма Н. с. – романсная. В ней общее интонационное
движение объединяет ряд строф, напряжение разрешается в концовке.
НАПЕРСНИК, НАПЕРСНИЦА
– сценические амплуа, персонажи классической трагедии ХII– ХIII вв.
Доверенное лицо, близкое к герою или героине. Н.
выполняет вспомогательную роль. Ему герой или героиня поверяют свои
чувства и мысли.
НАПРАВЛЕНИЕ
– течение в искусстве, – понятие, применяемое в эстетике для выражения
единства наиболее существенных творческих особенностей, характерных
для ряда представителей того или иного вида искусств. В литературе это
романтизм, сентиментализм, реализм и
т. д. В более широком понимании это равнозначно понятию
«художественный метод».
НАПРЯЖЁННАЯ ситуация
– такая ситуация в романе или рассказе, когда противоречия
усложняются, сильнее противопоставлены интересы персонажей.
НАРЕ
– песни народа пушту (Афганистан), четверостишие с короткой строкой,
немного похожее на частушки.
НАРОДНАЯ драма
– 1) с точки зрения идейного содержания – любая пьеса, отражающая дух
и чаяния народа: «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Борис Годунов» Пушкина и
т. д., 2) как особый жанр, фольклорное игровое представление,
созданное в народной среде: а) обрядовые, б) кукольные, в) игра
актёров на сцене.
НАРОДНОСТЬ литературы –
обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и
стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и
психологии. Представление о Н.л. во многом определяется
тем, какое содержание вкладывается в понятие «народ». «Народность
литературы связывают с отражением сущестьвенных народных черт, духа
народа, его основных национальных особенностей» (Л.И.Трофимов). «Идея
народности противостоит замкнутости, элитарности искусстьва и
ориентирует его на приоритет общечеловеческих ценностей» (Ю.Б.Борев).
НАРОДНАЯ песня –
небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое
отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события.
Н.п. своеобразна по жанровой структуре и языку; она «…
делится на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды сопровождали
колядки, масленичные песни, веснянки, жатвенные песни. Главное
назначение календарных песен – оказать желаемое воздействие на
природу, вызвать хороший урожай. Не обрядовые песни исполнялись в
самых различных условиях, в любое время года». (С.Лазутин).
НАРОДНАЯ повесть
– жанр, созданный рассказчиками ещё в
IХ
в. Развилась в Китае в Сунскую
эпоху. Это повесть о духах и чудесах, о женщинах–тенях.
Любовные повести. Источником служил сунский сказ-шехда и народные
сюжеты. Сказители ссылаются на книжников. Н.п
открывалась зачинным стихом.
НАРОДНОЕ стихосложение –
стихосложение русской устной народной поэзии, в котором стиховые
границы совпадают со смысловыми, и отличие от прозы заключается в
синтаксисе, допускающем членение на предложения и словосочетания
внутри предложения, по величине и интонации соответствующие
нормальному дыханию. «Размер стиха в народном стихосложении
заключается в постоянном мелодическом рисунке, на который могут быть
спеты или сказаны все строки текста». (М.Г. Харлап).
НАРОДНОЕ творчество
– художественная коллективная творческая деятельность народа,
отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. «В терминах «фольклор»,
«народное творчество» слово «народ» подчёркивает социальную природу
фольклора и его идейную сущность. В фольклоре выражаются чаяния и
ожидания народа, его высокие нравственные качества, его вера в свои
силы» (Н.Кравцов).
НАРОДНАЯ этимология
– переосмысление незнакомого и трудного слова путём сближения его с
уже хорошо знакомым, известным словом-понятием: «секуция» вместо
экзекуция, «нажим» вместо режим.
НАРОДНОЕ
стихосложение
– древнейшая из систем русского стиха.. Различают три вида:
1).говорный стих (пословицы, поговорки, присловья, загадки и пр.),
чисто-тонический, с парными рифмами, без внутреннего ритма (раёшный
стих); 2) речитативный стих (былины, исторические песни, духовные
стихи), нерифмованный стих с женскими или дактилическими окончаниями,
в основе ритма – тактовик; 3) песенный стих («протяжные» и «частые»
песни) – ритм тесно связан с напевом.
НАРОДНОЕ творчество
– один из видов многообразной творческой деятельности трудящихся масс,
коллективное творчество народа. Сюда относятся песни, сказки, загадки,
пословицы, поговорки и т.д.
НАРОДНОСТЬ
– это, прежде всего, национальное своеобразие, связь литературы с
жизнью народа, правдивое её изображение, отражение его мыслей и чаяний
в зависимости от исторических условий развития.
НАРОДНЫЕ книги
– группа художественных анонимных произведений.
Обычно устного
исполнения грамотными профессиональными исполнителями.
НАРОДНЫЙ СТИХ –
тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорный,
раёшный стих; речитативный, былинный; песенный стих. С народным
стихом тесно связана обрядовая поэзия (причитания, заговоры,
хороводные песни, обрядовые и развлекательные прибаутки).
Алтыном торгуют, алтыном воюют, а без алтына горюют.
Наша невеста какая в работе: люди косить, а она голову мочить, люди
жать, а она за межой лежать, как ноги сожмёт, так и полосу сожнёт, как
ноги расставит, так и копну поставит.
НАРРАТИВНЫЙ
постмодернизм – один из типов постмодернизма.
Для него характерны внимание к культурологической
проблематике, этическая направленность, повышенный интерес к фигуративности, использование кода автора–повествователя.
НАРРАТОР
– повествователь, рассказчик, одна
из основных категорий нарратологии.
НАРРАТОЛОГИЯ
– теория
повествования.
НАРРАЦИЯ
–
повествование, рассказ, сказ, подоснова иерархии языков культуры, она
говорит как бы от имени истины.
НАСИБ
–
1) вступительная часть к касыде, в
которой, как правило, воспевается любовь, молодость, красота природы,
коня, верблюда. 2) Н. азербайджанская любовная лирика.
НАСИХАТ пантун
– в малайской поэзии форма пантуна – «пантун доброго совета».
НАСЛАЖДЕНИЕ
– эстетическое переживание, порождённое творческой деятельностью или
восприятием прекрасного в жизни и искусстве. Оно выражается в чувстве
удовольствия, радости, в общем эмоциональном подъёме чувств и духовных
сил человека.
НАСЫЯТ
(киргизск. буквально: наставление)
– вид народной дидактической поэзии. Песня–наставление, поучение.
НАТАКА
– наиболее распространённый и значительный вид санскритской драмы.
Сюжет часто берётся из эпоса или популярных сказаний. Действующих лиц
четыре–пять, а актёров пять–десять человек.
НАТУРАЛЬНАЯ
школа
– литературное направление,
существовавшее в 40-50-х гг.
ХIХ в. России как вида русского реализма. Теоретически обосновал это
направление Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу»
1846г. «Представители «натуральной школы» развивали традиции Гоголя в
изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское направление
русской литературы. Однако для некоторых писателей натуральной школы
характерно чрезмерно увлечение внешним бытописательством, что снижает
художественную ценность их произведений». (Н.Ф. Филиппова).
НАТУРАЛИЗМ
– направление в европейской и
американской литературе и искусстве, возникший в 70-90-х гг. ХIХ в.
Н. выдвигал в трактовке жизненного материала приоритет
биологического, физиологического начала и полное предопределение
судьбы, при этом умалялась роль общественных отношений. «Несомненно,
что натурализм, в особенности у Золя, завоевал для искусства новые
области жизни, которые раньше оставались вне поля зрения. Это касается
не только биологической стороны жизни, наследственности и т.д., но и
таких социальных сфер, как жизнь городских низов, производственная
жизнь, кулисы предпринимательской деятельности». (С. Тураев).
НАТЮРИЗМ
– эстетическая
платформа группы французских поэтов середины 30-х гг. ХIХ в., которые опираясь
на опыт Золя и ещё более на творчество Гюго, являлись
противниками символистской школы, осуждали абстрактность. Их
идейные позиции туманны, социальные темы затрагивались редко.
НАУЧНАЯ поэзия
– разновидность лирики, пафос которой питается научной мыслью, ее
духом, материально–техническими достижениями.
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ литература
– совокупность литературных произведений, которые на основе
современного уровня познания изображают невероятное как действительное
и действительное как невероятное. Часто
в основу произведения положена научная или техническая
проблема, которая в настоящее время ещё не разрешена. Условно в
Н-Ф.л. .выделяют жанры социальной утопии и антиутопии,
философской, бытовой, юмористической, технической научной фантастики.
НАХГЕШИХТЕ
–
послеистория,
сведения вне фабульного характера, которые информируют читателя
о том, что произошло с персонажами после развязки повествования.
НАЦИОНАЛЬНАЯ проблематика
– писатели, которые отразили в своих произведениях Н.п.,
интересовались в основном историческим становлением и судьбой целых
народностей, национальной судьбой. Важнейшей проблемой в таких
произведениях является проблема сущности национального характера.
НАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве
– отражение в искусстве особенностей культуры, быта, языка, нравов и
обычаев, характера, экономической и политической жизни какого-либо
народа, нации. Главный критерий национального своеобразия искусства
заключается в выражении художником общих свойств национального
характера, независимо от тематической и структурной специфики
произведения. «Поэт даже может быть и тогда национален, когда
описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей
национальной стихии, глазами всего народа…» (Н.В. Гоголь). «Образы
художественной литературы охватывают национально-типические черты
глубже и многограннее, нежели научные формулы. Художественная
литература показывает и многообразие национальных типов, и их
конкретно-классовую природу, и их историческое развитие» (И.И.Кон).
НАЦИОНАЛЬНОЕ возрождение
– явление, характерное для стран Юго-Восточной Европы ХVIII
в., когда после длительной борьбы с
захватчиками, культура их возродилась заново. Эти страны проявили
повышенный интерес к своему культурному прошлому, фольклору и к
соседним культурам.
НАЧАЛЬНАЯ рифма
– рифма, находящаяся не в конце стиха, как это принято, а в начале
его. Встречается в народной и книжной поэзии:
Внимает он привычным ухом
Свист,
Марает он единым духом
Лист.
Пушкин
НГЭМ
(напев, декламация) – во вьетнамской литературе – поэма, монолог,
который произносит героиня, выражая свои чувства.
НГОМО
– суахилийские песни, фольклорная форма.
НЕБЫЛИЦЫ
– жанр народно-поэтического творчества: рассказ, известие, не
отвечающее действительности. В Н. замысел доведён до абсурда.
НЕКРОЛОГ
– надгробное слово, жанровая форма
устного творчества – причитания, связанные с похоронами.
НЕМАЯ сцена
– в
литературе описание чего-л., без передачи разговоров персонажей, что
говорит об удалённости наблюдателя от места действия.
НЕМЕТРИЧЕСКИЕ
ударения
– такие ударения в
трёхсложных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест), которые могут
падать не только на односложные, но и на двусложные слова:
Тучка в небе как тихая дума,
Ветер смолк, чуть листы шевеля,
Лейся, лейся без всякого шума
Тёплый дождь на сухие поля!
Яхонтов
НЕНИЯ
– печальная песнь, которую пели наёмные плакальщицы в Древнем Риме.
НЕОКЛАССИЦИЗМ
– термин, частично принятый в
литературоведении для обозначения различных по социальной
направленности и идеологическому содержанию художественных явлений
последней трети ХIХ– ХХ вв., которым присуще обращение к античности и
эпохе Возрождения. Возникло из желания противопоставить тревожной и
противоречивой действительности новые и вечные эстетические ценности,
а идейному и формальному строю художественных течений, захваченных
поиском непосредственного соответствия современности,
идеальности образов, их
вневременности, «очищенность» от всего конкретно-исторического,
строгость и величавость форм. Это порой приводило к созданию
схематичных, безжизненных, помпезных произведений.
НЕОЛОГИЗМ
– новообразованное слово или словосочетание, создающиеся для
обозначения нового предмета или выражения нового понятия.
Индивидуально-стилистические Н. создаются автором
данного литературного произведения и обычно не получают широкого
распространения, не входят в словарный состав языка. В художественной
литературе они способствуют усилению выразительности, точности речи. К
неологизмам относятся и заимствования. Появление неологизмов в языке
вызвано потребностями времени – развитием науки, техники, изменениями
общественных отношений.
«Неологизмы могут и
не войти в лексику национального литературного языка, могут остаться
собственно художественным словесным новаторством. Но если писатель
проявил в их создании лексический такт, если он сотворил новые слова
по «законам» словообразования своего национального языка, то
художественные неологизмы его произведений могут сохраняться надолго в
эстетическом сознании национального общества» (Г.Н.Поспелов).
НЕОЛАТИНСКАЯ
поэзия –
стихи поэтов средних веков разных
стран на латинском языке, в подражание древним. Овладевали
ритмическими образами древних, проникались их жизненной философией,
использовали их жанры, но в стихах была и современность.
НЕОПЕТРАРКИЗМ
– в
итальянской литературе ХVII
в. школа подражателей поэзии Петрарки, созданная в Аркадской академии.
Самым значительным автором был Мамфреди, вокруг него и организовалась
школа.
НЕОПОЗИТИВИЗМ
– современный метод в литературоведении. Н. стремится к
субъективно-идеалистическому истолкованию выводов современного
естествознания и достижений математической логики. Его разновидностями
являются формализм, компаративизм и т. д.
НЕОРЕАЛИЗМ
– течение во французской литературе конца ХIХ начале ХХ вв. С
творческой программой его выступил П. Адан. Писатели этого направления
прославляли расовое и классовое превосходство французского буржуа.
НЕОТЕРИКИ
– члены кружка римских поэтов I в. до н. э. В период упадка традиций
республиканских принципов характерны культ субъективных чувств,
отсутствие больших национальных проблем. Близость к поэзии эллинов
НЕРАВНОСЛОЖНАЯ
рифма –
такая рифма, когда в рифмующихся словах совпадают только ударные
звуки, а послеударные как бы не произносятся, скрадываются:
врезываясь–трезвость.
НЕСКЛАДИЦЫ
– жанр
средневековой литературы, вскрывающий за внешней хаотичностью мысли,
перескакивающие с одного предмета
на другой, завуалированные намёки на политическую злобу дня.
НЕСКЛАДУХИ и
перевёртыши –
жанр фольклора,
родившийся как пародия на частушку; четверостишие, в котором отброшены
и рифма, и смысл. Популярна в детской литературе.»Примеров таких
«нескладух» можно привести сколько угодно, и все они будут
свидетельствовать о неистребимой потребности каждого здорового ребёнка
всех эпох и всех народов внести нелепицу в тот малый, но отчётливый
мир, с которым он недавно познакомился» (К.И.Чуковский).
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают
ворота.
НЕСОБСТВЕННО-прямая речь
–
особый стилистический приём
повествования, широко распространённый в прозе ХХ в. – соединение в
одно целое авторского повествования и речи персонажей. Н. р.
Позволяет писателю совмещать
собственно авторскую характеристику с самохарактеристикой
героя, переплетать авторскую речь с речью персонажа. Таким образом
создаются взаимосвязи между образом автора и образами персонажей и
достигается единство художественного текста. Пример: «Лыжин проснулся
и сел в постели. Какой смутный, нехороший сон! И почему агент и
сотский приснились вместе? Что за вздор!» (А.П,Чехов).
«Несобственно-прямая речь позволяет автору как бы говорить и думать за
своих персонажей. Тем самым создаются взаимоотношения между образом
автора и образами персонажей, достигается единство художественного
текста» (Е.Н.Ширяев).
НЕСТРОФИЧЕСКИЙ стих –
стих с непредсказуемым порядком рифмующихся между собой стихов (или
стихов с незарифмованными окончаниями). «В поэзии каждый стих
существует не изолированно от других. В зависимости от характера связи
между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические»
(Энциклопедический словарь юного литературоведа).
НЕСЮЖЕТНЫЕ элементы
– вставные эпизоды и лирические отступления. Их основная функция –
расширить рамки изобразительного, дать возможность автору высказать
свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, не связанных
на прямую с сюжетом.
НЕТОЧНАЯ рифма
– созвучие, в котором совпадают не
все звуки, входящие в состав слова: рАспят–пАспорт. К такой рифме
относятся: ассонанс, усечённая рифма, неравносложная и корневая рифма.
НЕХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
РОМАН –
гибридизация или мутантное изменение жанров в постмодернизме. В таких
произведениях отсутствует классический сюжет.
В романе может быть совмещено
несколько видов прозы: критика, литературоведение, эпатаж и др.
НИБЕЛУНГОВА
строфа – строфа немецкого
эпоса "Песнь о Нибелунгах". Состоит из четырнадцати долгих стихов,
объединённых парными рифмами. В каждом длинном стихе первое полустишие
имеет четыре ударения.
НИД
– жанр скальдической поэзии. Унижение врага, хулительные песни.
НИЗМЕННОЕ
– категория эстетики, противоположная возвышенному, которая служит
для определения и оценки уродливых явлений действительности,
недостойных, порочных действий отдельных
людей или общественных классов. К
Н. относится все, что
противоречит представлениям
о подлинной красоте, требованиям высоких моральных принципов,
возвышенным помыслам и делам человека. «Низменное – крайняя степень
безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явления и предметы,
имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе
угрозу для человечества…» (Ю.Б.Боев).
НИКИТИНСКИЕ
субботники
– литературно–художественный кружок (1914-1933 гг.), организованный
литературоведом Е.Никитиной в её квартире. Собирались писатели
К.Чуковский, И.Сельвинский, Л.Леонов и др. Существовало одноимённое
кооперативное издательство.
НИККИ
– дневниковый жанр в японской
литературе в двух разновидностях: собственно дневник со множеством
стихов и записи путешествий.
НИНЦЗЁБОН
–
книга о чувствах. Жанр японской
прозы начала ХIХ
в. Повествование в них
сосредоточено не на любовных авантюрах, а на изображении чувств и
переживаний героев.
НИРАТ
– в поэзии Сиама жанр элегии.
НИСЕНИТНИЦЫ
– в украинской литературе особый вид стихотворения: игра в
сопоставление предметов, не имеющих ничего общего,
стихотворения-бессмыслицы.
НИТИ-ШАСТРА
(руководство к житейской мудрости)
– особый вид
этико-дидактической повести у индусов; сборники пословиц и мудрых
изречений в стихотворной форме или прозаических басен. Рассказов с
наставлениями.
НИТИЮКИ –
«песня,
открывающая путь грёз», песни, в которых влюблённые направляются к
месту самоубийства.
НИ
ХУАБЕНЬ – жанр китайской подражательной повести, создаваемой
автором на разговорном языке при строгом соблюдении жанрового канона.
Н. является
преемницей
народной повести.
НО –
в Японии ХУ века
короткие пьесы с музыкой.
НОВАТОРСТВО
–
обогащение творчества новыми героями,
темами, прогрессивными идеями, методами, приёмами и средствами, поиск и открытие новых
художественных решений, достигающиеся таким путём изменения
содержания и формы в процессе исторического прогресса, обновления
искусства.
НОВАТОРСТВО и
традиции –
новатор – обновитель; трациция – передача. Для литературы характерно
как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями,
героями, приёмами и средствами, так и стремление закрепить и передать
следующим поколениям писателей свой духовный опыт и творческие
принципы. Однако усваиваются они
только в результате творческого развития, а не механически.
Поэтому традиция диалектически связана с
новаторством, с открытием в
литературе нового. Без такого движения литература мертва.
«Новаторство и традиции – между этими полюсами в поле их
взаимодействия расположено всё искусство каждой эпохи. Новаторство –
изменение ведущее искусство по пути прогресса. Самое яркое новаторство
опирается на традицию, и самая новаторская художественная культура
требует бережного отношения к художественному наследию» (Ю.Б.Борев).
НОВАЯ критика
–
разновидность неопозитивизма.
НОВЕНЫ
– на Филиппинах
сборники молитв.
НОВЕЛЛА
–
повествовательный прозаический (гораздо
реже – стихотворный) жанр литературы,
представляющий собой малую
повествовательную форму: лишённый описательности рассказ со строгим,
необыденным сюжетом и ясной композицией. «Новелла… – новое, невиданное
происшествие» (И.-В.Гёте). «В основе новеллы лежит нередко
какое-нибудь необычное происшествие из жизни отдельного человека или
анекдотический случай с острой неожиданной развязкой. Новеллист
избегает подробных бытовых, историко-этнографических зарисовок. Герой
раскрывается им прежде всего не в общественно-политической, а в
моральной сущности. В критическом реализме новелла трасформируется,
приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм,
психологизм и социально-исследовательскую направленность. Такрвы
новеллы Мопассана («Пышка», «В порту», Мадемуазель Фифи»), Т.Манна
(«Тонио Крегер, «Смерть в Венеции»). (Н.А Гуляев).
НОВЕЛЛИЧЕСКАЯ
комедия
– драматизированный рассказ о действительном, хотя и фантастическом
эпизоде.
НОВИНА
– произведение советских народных
сказителей, в которых современная тематика сочетается с формами
эпоса, исторических песен.
НОВОЛАТИНСКИЕ поэты –
см. неолатинские поэты.
НОВЫЙ
роман (антироман) – разновидность французской
модернистской прозы 50 – 60 гг. ХХ века. Возникнув в противовес
«угасшему» стилю традиционного романа, культивировал «новые» приёмы
писательской технологии: бесфабульность, дробность (монтажность)
повествования, размытость характера, смещение временных пластов;
использовал форму «потока сознания», обращался преимущественно к
описанию (подчёркнуто-бессодержательному) зыбких, бессознательных или
стёртых срезов жизни. Примеры Н.р. Саррот, Роб-Грийс
(книги «Резинка» 1953 г., «В лабиринте» 1959г.), Бютор (роман
«Миланский поезд» 1954 г). «В первые послеоктябрьские годы была
популярна идея, согласно которой в новом романе главным или даже
единственным содержанием должен стать образ массы. Однако при
реализации этой идеи роман оказался под угрозой распада, он
превращался в цепь бессвязных эпизодов (например, в произведениях
Б.Пильняка). В литературе ХХ в. частое стремление ограничиться
изображением внутреннего мира личности выражается в попытках
воссоздать так называемый «поток сознания» (Пруст, Джойс, современная
школа «нового романа во Франции)» (В.В.Кожинов).
НОВЫЙ стиль
– стихи, подчинённые правилам «четырёх тонов» (ровного,
восходящего, нисходящего и восходящего)
в Китае, что разнообразило мелодическое звучание произведений,
устраняло монотонность и скованность, делало стихи более музыкальными.
НОВЫЙ сладостный стиль
– течение в итальянской литературе. Зародился в Болонье (стильновизм),
объединял разные творческие индивидуальности, подчёркиваемые
принадлежностью к единой
поэтической школе. Поэты создавали язык, во многом подготовивший
итальянский. Им был свойствен эзотеризм, порождённый желанием
подняться над стихией простонародных говоров. Артистизм был обусловлен
неосознанным стремлением к национальному литературному языку
НОКТЮРН
– художественное произведение,
изображающее ночные сцены, настроения.
НОКТИНТА КАМ
– в Индии драматический жанр, монолог хромого, где сплетаются миф и
реальная действительность.
НОМ
– лирический жанр античной поэзии, песни в честь Аполлона.
НОНА
–
строфа из девяти стихов, рифмуемых
по схеме АБ АБ АБ АВВ (или
БВВ), представляющая как бы октаву с одной наращенной строкой
перед заключительным двустишием.
Употребляется исключительно редко.
Рассказ мой в трёх словах изобразить легко:
Младенцем я был хил, болезненно способен;
Мечтами юности ширял я далеко,
И был, как Дон-Кихот, беспечен и беззлобен.
Натура нервная, я принял глубоко
Всё, чем в России год усобиц был утробен
(Год Витте, Дурново, Иванова и Ко);
В чужих краях меня загрызла до психоза
Тоска по родине. – Всё «умственно» и проза.
(Медлительной своей ревнителей пера
Давно порадовать хотелось мне поэмой.
Лирических стихов прелестная игра,
Одной спокон веков отмеченная схемой,
Мне надоела. Их душа всегда стара,
А к новой юности и к новой красоте
Мой стремится дух. Кончать октаву мне пора,
Но я обычным здесь не подчинюсь законам
И дерзкие стихи расположу по «нонам»)…
Владимир Пяст
НОНСЕЛЕКЦИЯ
– основополагающий принцип построения постмодернистского текста. Отказ
от преднамеренного отбора лингвистических элементов во время
производства текста.
НОРИТО
– жанр древней японской литературы, народные молитвенные заклинания,
сопровождаемые магическими действиями.
НОРМА –
совокупность общеупотребительных, наиболее устойчивых языковых средств
и правил их отбора и использования в литературном языке, признаваемые
обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
НОРМАТИВНАЯ
поэтика
– в задачу Н. п. входит не объективное описание
существующих приёмов, а оценочное суждение о них и предписание
технических приёмов как единственно закономерных. Н. п.
имеет целью научить, как следует писать литературные произведения.
НОЭЛЬ
– «рождество». 1) Французская народная сатирическая песенка, в
которой обычно пародируется евангельская легенда о волхвах. 2)
Французская строфа Н. – из восьми стихов. Первые четыре
стиха шестисложного состава, далее – двенадцатисложный и в конце
шестисложный стих. Способ рифмовки АБАБ ВГГВ. Примером может служить
стихотворение Пушкина «Сказки».
«Читал свои ноэли
Пушкин…»
Пушкин, «Евгений Онегин»
НЫНБЁМУН
– в Корее один из видов эпиграфических текстов – надписи на
королевских гробницах, по традиции относимые к художественной
литературе. Некоторые из них датируются V веком до н. э.
НЮАНС
– в литературе
едва заметный оттенок слова, едва заметный переход от одной мысли к
другой (в цвете, в звуке и т.д.).
<<< Назад
Дальше >>>
|