Р
РАВИИ
– чтецы стихов на
Аравийском полуострове, рапсоды. У известных поэтов были свои ученики
и рави (сказители), которые знали на память и декламировали их стихи.
РАДЖАЗ
– 1) один из
распространённых метров аруза. Часто встречается восьмистишный, а
также шестистишный с разными модификациями:
Эй, сирбан ка-аран джанаи миравад Ван делка
Ва ход даштан ба делсета наи миравад.
Саади
2) стихотворный метр в системе аруда.
РАДЖБАРАН
– в
ХVII веке в непальской
литературе посвящение королю, произносимое в прологе пьесы.
РАДИЩЕВЦЫ
– группа поэтов, входивших в передовое литературное объединение начала
ХIХ века – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств.
В истории литературы за этими поэтами упрочилось почётное имя
радищевцев. Они открыто выступали в литературе «под знаком Радищева»:
их мировоззрение и творчество было продолжением радищевских
освободительных идей, его смелых художественных исканий.
Поэты-радищевцы явились соединительным звеном между Радищевым и
гражданскими поэтами декабристской эпохи. Наиболее видные из них –
Пнин, Попугаев, Борн, Востоков.
РАЁШНИК
– сборник
рифмованных рассказов. Один из видов народного творчества. Содержание
Р. очень разнообразно – от реклам уличных торговцев и
балаганных зазывал до больших художественных произведений.
РАЁШНЫЙ стих
(РАЁШНИК)
– древнейшая форма
русского народного дисметрического стиха со смежными рифмами.
Количество слогов и расположение ударений в Р. с.
свободное, ритм основан на смежной рифмовке:
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Поискать кой-какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт сам не зная куда.
Пушкин
Р.с.
употреблялся в балаганных прибаутках, народных драмах, подписях под
лубочными картинками (ХVII–
ХVIII
вв.); позднее встречается в стилизациях.
РАЗБОЙНИЧЬИ
песни –
вид народной лирики, воспевавший удальство и похождения разбойников
Особенно много Р. п. было сложено в
ХVII–
ХVIII вв.
РАЗВЁРНУТОЕ
сравнение – В развёрнутом сравнении устанавливается сходство двух
явлений при отсутствии в них тождества:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
В развёрнутом сравнении надо различать два его члена, два
сопоставленных образа: один – основной по своему значению, создаваемый
развитием повествования; другой – вспомогательный, привлекаемый для
сравнения (моё сердечко – основной член сравнения, а ветер,
дубравушка, лист – вспомогательные образы).
РАЗВИТИЕ
действия
– важнейшая составляющая художественного конфликта: система событий,
которые вытекают из завязки по ходу развития действия – как правило,
конфликт обостряется, а противоречия становятся всё острее и яснее.
Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь
разное количество кульминационных точек. «В художественном
произведении развитие действия может прерываться внезапной,
неожиданной развязкой. В древнегреческих трагедиях такой силой,
распутывающей своим вмешательством все противоречия были боги» (А.
Ревякин). «В области сюжетостроения не существует каких-либо
универсальных правил и норм. В одних случаях лежащий в основе сюжета
конфликт требует многочисленных перипетий, в других, напротив, для
писателя важна неторопливость развития действия» (В.Е. Хализев).
РАЗВЯЗКА
– разрешение
изображаемого в литературном произведении конфликта или указание
на возможные пути его разрешения; заключительный момент в развитии
действия, исход событий. Р. обычно даётся в конце
произведения, но может быть и в начале («Гадюка» А.Н.Толстого); может
также объединяться с кульминацией. Например, развязка шекспировской
трагедии – это смерть Ромео и Джульетты и примирение Монтекки и
Капулетти. «Сцена катастрофы бывает развита шире, нежели сцена
развязки» (А.Ф.Головченко).
РАЗГОВОР
– жанр, к которому относятся художественные, публицистические,
философские и научные произведения, имеющие чёткую и законченную
беседу двух или многих персонажей. Как особый жанр прозы и поэзии
Р. принципиально отличается от диалога, использующегося в
качестве одного из средств художественно-речевой характеристики
персонажей в самых разных жанрах. В Р. обычно даётся
острое столкновение мнений, в результате которого выявляется точка
зрения автора на предмет спора, а часто и живое изображение людей,
выражающих свои взгляды.
РАЗГРЕБАТЕЛИ
грязи –
группа американских писателей и журналистов 1902-1917 гг.
РАЗДЕЛЬНЫЕ
повторы
– слова с повторяющимися звуками, отделёнными друг от друга
одним–двумя словами.
РАЗЛИЧЕНИЕ
–
принцип смыслоразделения, синтезирует
стремление установить различие и в
то же время отложить, отсрочить его. Оппозиционное различие
уступает место различию инаковости.
РАЗЛОЖЕНИЕ
аллитераций
– такое явление, когда одно слово входит в комплекс каких-либо звуков,
и те же звуки в отдельности встречаются в смежных или близко стоящих
словах. Если эти повторяющиеся звуки соединены в комплекс, тогда
разложение называется детализирующим, а если в середине, – то
получается разложение амфибрахическое. Разложение может быть прямое,
когда звуки повторяются в том же порядке, как и в комплексе, и,
наоборот – в обратном порядке, математическое, когда порядок изменён:
а) Стою над снегами у края стремнины…
б) В кустах рассыпались стрелки…
в) Все хлопают, Онегин входит…
Пушкин
РАЗМЕР
стихотворный
– последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется
числом слогов, ударений или стоп в зависимости от системы
стихосложения.
РАЗНОВИДНОСТЬ
сюжетов
– сюжеты с преобладанием чисто
временных связей между событиями
являются хронологическими.
Хроникальные сюжеты с преобладанием причинно-следственных
связей между событиями называют
сюжетами единого действия
или концентрическими. Хроникальные сюжеты позволяют писателю осваивать
жизнь в пространстве и времени с максимальной свободой: Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль», Твардовский «Василий Тёркин».
РАЗНОСТОПНЫЙ ямб
– такое ямбическое произведение, в
котором сочетаются строки с различным количеством стоп. Это особенно
наглядно видно на примере стихотворной басни, комедии и элегии.
РАЗРУШЕНИЕ
границ в постмодернизме
– размывание границ между различными областями человеческого знания –
искусством, философией, наукой. Что является характерной приметой
постмодернизма.
РАКУГО
– в Японии название комического рассказа или анекдота. Их читали
профессионалы–ракуго на эстраде.
РАКУСЮ
– в японской
литературе юмористическая поэзия.
РАМАИТСКАЯ
литература
– в средневековой
Индии литера-тура, в которой говорится о Раме, о всеобщем счастье.
Рама в памяти поколений – защитник угнетённых, борец за правду. Так
его и трактовали поэты.
РАМАЛЬ
– 1) один из
наиболее распространённых арабских песенных жанров, для которого
характерен определённый ритм. В последствии этот ритм вошёл в
лирическую систему арабской поэтики. Им писали стихи, не
предназначенные специально для чтения. 2) Р. размер
арабских стихов.
РАПСОДЫ
– странствующие певцы в древней
Греции. Под аккомпанемент лиры пели эпические песни. Р.
делились
на школы, устраивали состязания, декламировали и толковали
(преимущественно гомеровскую) поэзию. Возможно, сами сочиняли стихи.
РАСА
– вкус, одна из составных категорий древнеиндийской поэтики.
Означает возбуждение, получаемое от художественного произведения,
настроение, восприятие.
РАСО
– поэма-хроника в пенджабской литературе.
РАССКАЗ
– малый
эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из
жизни героя. Отличается от повести меньшим объёмом, кратковременностью
изображаемых событий, малым числом действующих лиц. «В основе рассказа
лежит обычно какой-то отдельный жизненный случай, повествование,
которое характеризуется «замкнутостью» (имеет начало и конец) и в
котором достаточно полно раскрываются черты изображаемого события или
человеческого характера» (Н.А. Гуляев). «Свои особенности построения
имеет малая эпическая форма – рассказ. Ёмкость детали и глубина
подтекста как принципиальные качества малой эпической формы были
основаны в истории литературы сравнительно поздно. Но особенно ярко
возможности рассказа раскрываются в литературе ХIХ–ХХ
вв., в творчестве Пушкина, Мериме, Мопассана, Чехова, О’Генри,
Хемингуэя, Паустовского и др.» (Л.В. Чернец).
РАССКАЗЧИК
– действующее лицо художественного произведения, от лица которого
ведётся повествование.
РАССКАЗЫ об удивительном
– рассказы о чудесах, преследовали
чисто утилитарные цели – утверждение веры в нечистую
силу, в доисламских бессмертных, или в могущество учения Будды и его
соратников.
РАСТЯЖЕНИЕ
слогов –
произнесение слогов с протяжением гласного звука (долгий слог), обычно
в двое по сравнению с простым слогом (кратким). Р. с.
пользуются в персоязычной, в арабоязычной и тюркоязычной литературе.
РАЦИОНАЛИЗМ –
рассудочное, без эмоций отношение к жизни.
РАЧАЛС
– в каннадской литературе (Индия) лиро-эпическая поэма
РЕАЛИЗМ
– 1) художественный метод нового времени, начало которого ведут либо
от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения
(просветительский реализм), либо с 30-х гг. ХIХ
в. (собственно реализм, или критический реализм). Ведущие принципы
реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой
авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических
обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная
достоверность изображения наряду с использованием условных и
фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и
общества. «Искусство реализма мучительно ищет пути развития человека и
человечества, отстаивает гуманистические идеалы, утверждает человека
как высшую ценность» (Ю.Б. Бореев). 2) Р. –
художественная правда, понятие, характеризующее познавательную функцию
искусства и литературы, отражающее меру художественного познания
действительности, которое осуществляется самыми разными
художественными средствами. Существует критический реализм,
натурализм, просветительский реализм, ренессансный реализм,
социалистический реализм. «В центре внимания реализма находятся
действующие в жизни закономерности, это позволяет ему с наибольшей
полнотой отбирать объективно присущие ей черты. Это отграничивает
реализм, с одной стороны, от романтизма, который обращается к образам,
пересоздающим действительность, в стремлении уловить ещё не
устоявшиеся её закономерности, а с другой стороны – от натурализма,
эмпирически воспроизводящего частные стороны жизни» (Л.И. Тимофеев).
РЕАЛИЯ
– предметы, явления, понятия, относящиеся к определённому времени и
месту, народу и его быту. Р. делятся на этнографические,
географические, фольклорные и мифологические, бытовые, общественные,
военные и исторические.
РЕВЕРДИ
– песнь
пробуждающейся природы. Жанр, характерный для северо-французской
куртуазной поэзии. Герои Р. –
влюблённые, наслаждающиеся любовью на лоне природы.
РЕВЕРС –
стихотворение, которое можно читать с начала и с конца
(не по буквам, а по словам), при
этом смысл сохраняется, но меняется рифма.
РЕВИЗИОНИЗМ
– система взглядов на литературу, на её роль
в жизни общества, ревизующая
воззрения марксизма-ленинизма по этому вопросу в духе
буржуазной идеологии, эстетики и политики.
РЕВОЛЮЦИОННО–ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ литература
– литература, в которой разъясняются вопросы экономики, политики,
целей и задач отдельных партий, прогрессивных движений. Она
подготавливает читателя к умению разобраться в окружающей обстановке,
к борьбе за передовые идеалы.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
КЛАССИЦИЗМ – во Франции периода 1789 – 1894 гг. направление,
развивавшее многие традиции классицизма
ХVII–ХVIII
вв.Трагедия этого времени поднимает острые проблемы эпохи: обличает
произвол и насилие, насаждавшиеся абсолютизмом, осуждает религиозный фанатизм.
Р.К. обобщил и систематизировал многие новаторские черты,
проявившиеся у Вольтера и, особенно, у его учеников и последователей.
Они уже обличают не античность, а Европу нового времени,
преодолеваются черты абстрактности в обличении деспотизма.
РЕВЮ
– название
различных иностранных журналов.
РЕГРЕССИВНАЯ
развязка
– такая развязка, которая включает в себя элементы экспозиции и как бы освещает все известные из
предшествующего изложения перипетии обратным светом. Таково построение
повести Пушкина «Метель».
РЕГРЕССИЯ
– употребление слов в обратном порядке с изменением смысла: надо есть,
чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
РЕДАКТОР
– лицо, исправляющее рукопись с
согласия автора, ответственный руководитель периодического
издания.
РЕДАКЦИЯ
– 1) такая авторская переработка текста, в которой существенно
меняется концепция произведения, его идейная направленность или
художественная форма. 2)Точная идентификация авторского текста
издаваемого писателя. 3)Та или иная форма выражения мысли, а так же
коллектив работников, занимающийся обработкой и подготовкой текста к
изданию.
РЕДЕРЕЙКЕРОВ камеры
– камеры
риторов в Нидерландах ХIV– ХVI вв.
– объединение граждан для совместных упражнений в искусстве
стихосложения и театральных действий.
РЕДИФ
– термин поэтики Сред.и Ближ.Востока, рефрен. Слово или группа слов,
повторяющихся после рифмы в конце каждого бейта. В переводе «редиф» –
«сидящий позади всадника»:
Слёзы горькие лью. Стал я братом печали сегодня.
Слишком злые обиды меня повстречали сегодня.
РЕДОНДИЛЬЯ
– род старинных испанских и португальских
стихов, строфа которых состоит из
четырёх- , шести- или восьмисложных строк. Рифмуются первая
строка с четвёртой, вторая с третьей.
РЕДУПЛИКАЦИЯ
– удвоение основы слова, повторение словообразования: еле-еле.
РЕЗОНЁР
– персонаж в
античной драме, комедии, старинном романе, произносящий речи,
отражающие точку зрения автора. Пример: Стародум в комедии Д.Фонвизина
«Недоросль».
РЕЗЮМЕ
– краткое изложение сути написанного, сказанного.
РЕЙГЕН (хоровод)
– форма средневековой немецкой лирики,
входящей в жанр деревенского
миннезанга. Сводится к четырёхударному
народному стиху, иногда с нерифмованным припевом.
РЕКЕСИ-МОНОГОТАРИ
– жанр исторической повести в Японии.
РЕКЛАМА
– распространение сведений о ком-то, о чём-то с целью
известности,
популярности. Объявление, плакат содержащий такие сведения:
Даёшь карандаши,
Которые хороши!
Маяковский
РЕЛИГИОЗНО-СВЕТСКАЯ литература
– в средние века
жанр промежуточной литературы: переделка латинского жития в романы
светского содержания.
РЕЛЯТИВИЗМ
– идеалистическое учение об относительности и субъективности
человеческого познания. Отрицание обязательных нравственных норм и
объективного критерия нравственности. Некоторые литературоведы с этих
позиций пытались рассматривать и искусство.
РЕМАРКА
– замечание, примечание на полях книги. Пояснение или драматурга в
тексте пьесы для читателя, постановщика и актёра, дающее указание об
обстановке, игре артистов и т. д. Пример: «Слышится отдалённый звук,
точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает
тишина, и только слышно как далеко в саду топором стучат по дереву»
(последняя ремарка в пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад»). «Особенно
разнообразны и сложны художественные функции ремарок в драматургии
конца ХIХ–ХХ
века. Так, в драмах Чехова ремарки являются своего рода символическими
лейтмотивами, задающими тон всему действию.В драмах Б. Шоу ремарки
нередко занимают до трети объёма пьесы, в них точнейшим образом
изображается сценическая обстановка, передаются оттенки чувств героев»
(А.С. Сулейманов).
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
– воспоминания. В поэтических
произведениях черты, наводящие на воспоминания о другом произведении.
Пример: образ Гамлета в поэзии ХХ века (у Цветаевой, Пастернака).
Нередко воспроизведение автором чужого образа, мотива, стилистического
приёма, интонационно-ритмического хода и т.д.:
Город пышный, город бедный.
Пушкин
Остров пышный, остров чудный.
Хемницер
Иногда автор повторяет свои мысли – автореминисценция.
«Реминисценция может заключаться в повторении определённых
синтаксических конструкций, стихотворных размеров, строфики…
Реминисценцией может стать и самый малый элемент текста. Слово
«зегзица» (кукушка) из «Слова о полку Игореве», появляясь в
произведениях ХIХ–ХХ
вв., обязательно вносит ассоциации со «Словом». Роль реминисценций
разнообразна: это и опора на авторитет, и указание на традицию, на
ученичество, и средство полемики или пародирования. Но главное – это
создание художественной многозначности текста, расширение его
смыслового «пространства» (Энциклопедический словарь юного
литературоведа).
РЕНЕССАНС –
этап в развитии реализма, сложившийся в эпоху Возрождения ХV– ХVI вв.
Для него характерны интерес к античной литературе и искусству,
жизнеутверждающее мировоззрение, масштабность образов, прославление
человека как высшего создания природы, поэтизация человеческой
личности и высокий накал трагического конфликта. «Формирование
реализма как художественной системы в европейских литературах принято
связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения)… Новое понимание жизни
человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло
отражение в лирике Петрарки, романах Рабле и Сервантеса, в трагедиях и
комедиях Шекспира» (Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев).
РЕНЕССАНСНЫЙ реализм
– реализм эпохи Возрождения ХIV– ХVI вв., который отражал интересы
нарождающейся буржуазии в противовес мрачному католическому церковному
мировоззрению, принёс в искусство волну жизнеутверждения и интереса к
человеку, к многообразию окружающего мира, вызвал усиленное стремление
к художественному совершенству.
РЕПЛИКА
– 1) в сценическом диалоге текст, заключающий в себе слова одного из
действующих лиц; ответная фраза собеседника, отклик на слова
партнёра. 2) Реплика «в сторону» – слова, произнесённые как бы про
себя, так, чтобы их слышали только зрители (но не партнёры). Часто
реплика «в сторону» вскрывает истинные чувства персонажа, его
отношение к окружающим. 3) Краткая газетная или журнальная статья.
РЕПОРТАЖ
–
публицистический жанр, назначение которого в рассказе о событии,
увиденном глазами очевидца или участника. В основе репортажа – факт,
отражающий момент изменения, развития действительности, то есть
истории события. «Репортаж – жанр информации, характеризующийся живым,
наглядным изображением и раскрытием общественного смысла существенного
события, свидетелем или участником которого был журналист» (М.С.
Черепахов).
РЕПОРТЁР
– газетный
сотрудник, доставляющий информацию о происшествиях и событиях местной
жизни.
РЕПРИЗА
– короткий
шуточный номер в цирке, словесный или мимический.
РЕТАРДАЦИЯ
– в художественной литературе торможение действия, имеющее целью
усилить интерес читателя. Делается при помощи авторских отступлений.
РЕТРОЕНКИ –
одна из жанровых разновидностей провансальской и французской
средневековой лирики. Стихотворение песенного характера с непременным
рефреном.
РЕФЕРИРОВАТЬ
–
излагать содержание чего-либо (книги, статьи).
РЕФЛЕКСИЯ
–
размышление, полное сомнений и
противоречий.
РЕФОРМА
Тредиаковского – опыт
теоретического и практического создания системы русского
стихосложения, изложенный им в книге «Новый и краткий способ к
сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий»
(т. е. терминов). Суть реформы состояла в том, что, соблюдая
равносложие в определённых силлабических размерах, В.Тредиаковский
ввёл обязательную константность ритма, при которой ударные слоги
должны совпадать с метрическими акцентами. Тем самым он осудил
инверсию в стихе. Тредиаковский назвал свою систему «тонической».
Ударные слоги он назвал долгими, а безударные краткими.
РЕФРЕН
– повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу. Припев в
песне. В арабской поэзии слово или группа слов заканчивающих каждую
строку стихотворения. «Рефрен обычно отличается по своим метрическим
особенностям (размеру) от стихов основного текста» (А.Л. Жовтис).
«Припев возник в глубокой древности. В фольклоре он нередко состоит из
восклицаний, давно утративших словарные значения, например, в
старинных русских песнях: «ой, ладо, Лель-люли», «диди-деди, дай-дай)
(В. Никонов).
РЕЦЕНЗИЯ
– отзыв, критическая оценка художественного произведения.
РЕЦЕПТИВНАЯ
эстетика
– направление в критике и литературоведении,
исходящее из идеи, что произведение «возникает» только в
процессе «встречи», контакта с читателем, который благодаря обратной
связи, в свою очередь, воздействует на произведение, определяя тем
самым конкретно-исторический характер его восприятия и бытования.
РЕЦЕПЦИЯ
– усвоение и приспособление данным обществом социологических и
культурных форм, возникших в другой общественной среде.
РЕЦИТАТА
– чтение какого-либо стиха. В истории Римской литературы специально
означает чтение автором стихов перед публикой.
РЕЦИТАЦИЯ
– такое построение произведения, где есть установка на самоё звучание
выражения: интонация, система ударений, звуковые аналоги. Частным
случаем рецитатной формы является стихотворная речь.
РЕЧЕВАЯ
организация произведения
– в значительной степени зависит
от рода произведения. В лирике – это речь лирического героя, в драме –
речь различных персонажей, сильно различающаяся по своей манере, в
эпосе – наиболее сложная картина речи: к речи персонажей там
прибавляется ещё и речь повествователя.
РЕЧЕВАЯ
характеристика персонажей
– создаётся не тем, что персонаж говорит, а манерой речи, её
стилистической окрашенностью, построением интонационно-синтаксических
конструкций.
РЕЧЕВОЙ
строй
– включает в себя использование писателем лексико-фразеологических
ресурсов языка, семантику художественной речи, синтаксис, фонетику и
ритмику.
РЕЧЕВЫЕ паузы –
это
перерывы звучания голоса, с помощью которых отделяются друг от друга
предложения или смысловые части. В рукописи и печати Р.п.
обозначаются знаками препинания –
точками, запятыми, точкой с запятой и т.п. Но в живой речи есть такие
паузы, которые на письме не отделяются знаками препинания. Такие паузы
называются логическими. «Огромный, блестящий реактивный самолёт/
быстро взлетел над бетонной дорожкой».
РЕЧЬ
– использование
средств языка для общения с другими людьми; конкретное говорение,
происходящее в звуковой или письменной форме. Под речью понимают как
сам процесс – речевую деятельность, так и её результат – речевые
произведения. «Речь есть воплощение, реализация языка… который
обнаруживает себя только в речи и только через неё выполняет своё
коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство) общения,
то речь есть производимый этим орудием способо… общения…» (Н.Д.
Арутюнова).
РЕЧЬ
художественная
– словесного искусство; языковая форма выражения образного содержания
произведений
РИЗОМА, культура
«корневища»
– (в биологии особая грибница, являющаяся как бы корнем самой себя).
Р. воплощает нелинейный тип
эстетических связей: если мир – хаос, то книга не станет космосом,
но хаосом, не деревом, но корневищем.
РИМЫ
– 1) книга немецкой поэзии ХIV
в., размер которой имитирует церковную поэзию. 2) В Исландии
стихотворные пересказы всевозможных романтических сюжетов,
отличающихся сложной формой и архаическим поэтическим языком.
РИСА
– плач, элегическая поэма в память умершего. Один из жанров арабской
поэзии доисламского периода.
РИСАЛА
– арабские
прозаические послания, литературная форма.
РИСПЕТТИ
– жанр в
итальянской литературе – песня.
РИСУНОК
–
сумма деталей, логически связанных
между собой, помогающая
созданию целостного образа. В литературе стройное и логически
оправданное описание деталей делает образ более конкретным и
содержательным.
РИТИ
– направление в индийской поэзии, орнаментальная поэзия
усложнённой формы. Поэт стремится в стихах показать свою поэтическую
учёность. На языке брадже – описание персонажа.
<<< Назад
Дальше >>>
|