БДСМ игрушки можно купить тут. 9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

С

САБИ (тоскливый) – эстетическая категория в японской поэзии ХII– ХIII в. Обозначала одиночество отшельника, отрешённость от мира.

САВАЙЯ – стихотворный размер в средневековой и современной поэзии хинди, относящийся к слоговому стихосложению. В С. входят мадида, синдарий, дурилег, аравинда и др. размеры. Различаются по числу слогов (от 22 до 26) в строке и чередованию долгих и кратких гласных. Внутри каждого размера все четыре строки равны по числу слогов (тундаса, кешевраса, дева, бахаратенду, хариш, динкара).

САГИ – героический эпос древнескандинавских народов (Норвегии, Ирландии) и древнеирландская повествовательная форма. Делится на три группы: саги древних времён, королевские и родовые саги.   Эпос С. древних времён – отголоски эддической поэзии, связь с устной традицией подтверждается простым разговорным языком. Это рассказ, пересыпанный стихотворными вставками. По сюжету – биография, историческая или героическая повесть, роман, мифическое сказание (о богах), сказки.

САДЖ – особый жанр арабской прозы, насыщенный элементами ритма и рифмы. В египетской и арабской литературе рифмованная проза («воркование голубки»), состоит из четырёх, восьми, или десяти слогов, иногда оканчивающихся клаузулой, объединяются в группу с одной рифмой. С. зародился в ХVIII веке.

САЗАНДАР – восточный певец, аккомпанирующий себе на сазе. Саз – трёхструнный музыкальный инструмент.

САЙНЕТ – жанр интермедии в Испании ХVIII века.  Одноактный спектакль с музыкой и танцами. Обычно давался с большой пьесой. Развился из средневекового «фарса ауто» Жиля Висенте и интермедий Мигеля Сервантеса.

САКАМОРА-НА-УТО – в Японии песни пограничных стражей. Это главным образом песни самих солдат, нёсших сторожевую службу на острове Кюсю.

САКИ-наме – жанр таджикской лирической литературы.

САЛИТА (сариго) – слово, сказание.

САЛОН – 1) литературно-художественный кружок в буржуазно-дворянском обществе 18-19 вв., собирающийся в частном доме. Участники кружка читали и разбирали свои произведения, полемизировали. В ХХ в. салонные кружки и литературные собрания являлись центрами литературно-художественной жизни в Петрограде и Москве, по своему типу и составу подразделялись на общества, как правило, имеющие устав.

САМОИРОНИЗИРОВАНИЕ – разновидность авторской маски. Постмодернист как бы имитирует роль автора, пародируя самого себя в акте пародирования апропреированных цитаций.

САМОКОММЕНТИРОВАНИЕ культуры – условие сохранения культуры, её развитие, обновление, цивилизующее воздействие на людей.

САНАТ (СИНАТ) (мудрость) – вид народной дидактической поэзии, песня, состоящая из изречений, афоризмов, поучений в таджикской поэзии.

САНГА – поэтическое общество, процветавшее у тамилов под покровительством царей династии Пандья. В общество санга  входили знатоки и любители изящной словесности, поэты, мудрецы, знать, царь. Они составляли антологии, правила стихосложения; например, трактат «Толькаппиям» – «О древней поэзии». « По преданию первая санга существовала 4440 лет; вторая – 3700; третья – 1850 лет.

САНДЕША–КАВИБА – в малаяльской литературе (Индия) поэма-послание.

САНДЕША – в сингальской литературе (о.Цейлон) поэма–послание, где говорится о посланнике, каковым является обычно какая-нибудь птичка, которой поручается послание.

САНТЫ – поэты, авторы религиозной поэзии в Непале.

САПФИЧЕСКАЯ строфа – в античной поэзии строфа логаэдического строения: три 11-сложника и заключительный 5-сложник. Создана древнегреческой поэтессой Сапфо. Она жила на рубеже VIIVI вв. до н.э. на острове Лесбос.  «Десятой музой Эллады» назвал её Платон. Женщина, удостоенная героизации: её профиль, как и профиль Архилоха, был вычеканен на монетах.  Различаются большая С. с. и малая С. с. 
       Когда б твой тайный помысл невинен был,
       Язык не прятал слова постыдного, –
       Тогда бы прямо с уст свободных
       Речь полилась о святом и правом

САРАТХА – индийская метрика..

САРСУЭЛЛА – испанский музыкально-сценический жанр, близкий к оперетте.

САРКАЗМ – злая и едкая насмешка, высшая степень иронии, исключающей двусмысленное толкование.
       Полу-милорд, полу-купец,
       Полу-мудрец, полу-невежда,
       Полуподлец, но есть надежда,
       Что станет полным, наконец.
                Пушкин (эпиграмма на гр.Воронцова)
«Если сущность иронии в иносказании, в тонком намёке, в сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование» (А.С. Сулейманов).

САРМАТСКОЕ барокко – течение в польской литературе ХVII века, порождение малообразованной шляхты и духовенства, внутренний мир которых ограничивался узкими рамками сарматизма и ортодоксальной контрреформацией. Механически копируя образную систему, сюжетно-композиционную схему и отдельные приёмы выдающихся литераторов, писатели С. б. примитивизировали их достижения, создавали непреднамеренные пародии. Исчезала филигранная техника стиха, богатая ритмика, вытесненная ремесленной тяжеловесностью и унылым однообразием.

САРМЕРДЕМ – песни, исполняющиеся по очереди на вечеринке у таджиков

САРЫНЫ – в Дагестане даргинские частушки.

САТИРА – в переводе: переполненное блюдо, мешанина. Род художественной литературы высмеивающей и бичующей те или иные общественно вредные явления жизни или пороки человека.  «В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу, как высшей реальности» (Ф. Шиллер». С. характеризуется резкостью изобличения; как жанр развивалась ещё в римской литературе. «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец её, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено её жало…» «Сатира провожает в царство теней всё отжившее» (М.Е. Салтыков-Щедрин).  «Сатира моделирует свой облик, создавая образ высокой степени условности, что достигается «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска» (А.З. Вулис).

САТРА ЛБАНГА – жанр сиамской литературы ХVII в. Стихотворный роман авантюрно-приключенческого характера, очень большой по объёму.

САТУРА (САТИРА) – жанр римской литературы II в.н.э. – соединение разных по форме и содержанию стихов и прозы. Столкновение серьёзного и смешного, высокого и низкого, близость к народной игре и злободневность были характерны для сатур. Авторы С. Энний, Луцилий, Теренций Варрон.

САТУРНИЙСКИЙ стих древнейший италийский размер в латинском языке, имеющий родство с кельтским и древнеирландским стихом.  В пору эллинизации римской культуры между 240 и 180 гг. до н.э. в С.с. развились две тенденции: тоническая и метрическая, поэтому о нём говорят как о переходной форме италийского стиха от доквантитативного  стихосложения к квантитативному. С.с. употреблялся поэтами (до Энния) и должностными лицами в их сообщениях, чтобы придать им удобопонимаемую форму. С. с. определяется различием – то, как трохеический размер с краткими форшлагами в начале, то, как смесь ямбов и трохеев: в начале ямбический триметр, потом три трохея. На русский язык почти не переводились.

Сами лучшие желают / погибнуть на месте,
Чем к своим родичам  / вернуться с позором;
Если ж им не помогут, / доблестным героям,
Срам будет великий / народу меж народов…
                 (Гней Невий о Первой пунической войне)

САУНГХ-ТХАТ-ЛЮК-БАТ – во вьетнамской поэзии размер стиха: две семисложных строки, затем десятисложная и восьмисложная с концевой и внутренней рифмой.

САФАРЕТ-НАМЕ (посольские книги) – жанр турецкой литературы

ХVIII века. С-Н. соединяет особенности деловой прозы и публицистики,

мемуаров и дневников путешественников. Твёрдого канона нет.

САХИОБА – вид древнегрузинского театра ХIIХVII вв. Включал декламацию, пение, танцы, выступление акробатов.

САЧАВАКАНЫ – филиппинские пословицы.

СБОРНИКИ-компиляции – сборники, содержащие различные поучительные истории, анекдоты, философские сентенции, взятые из произведений других авторов. Популярны в ХVI  в.

СВАДЕБНЫЕ песни – сопровождающие свадебный обряд: причитания, величания, шуточные песни, корильные. Жанр народного творчества.

СВЕРХМЕРНОЕ ударение – ударение, стоящее на слабом слоге в силлабо-тоническом стихе. В ямбе – на нечётном: швед. русский колет, рубит, режет…

СВЕТСКАЯ комедийная  литература – жанр средних веков. Его истоки – стихия народно-жонглёрского искусства. Вызывающе-вольнодумное творчество вагантов. Первые элементы комедийного творчества заключались в песнях и танцах, в чтении в лицах эпических поэм, в пародиях на богослужение. Потом идут монологи-сказы.

СВОБОДА творчества – право каждого художника «творить свободно, согласно своему идеалу» (Ленин), это одна из важнейших ценностей человеческой культуры. С.т. связана с общественно-историческими условиями, в которых художник творит. В произведениях художника, в его идеале прямо или косвенно находит отражение его партийная, классовая позиция, его мировоззрение. «Мы хотим говорить об искусстве свободном как с точки зрения цели, так и с точки зрения средств для её достижения… Лишь в этой свободе художественное творчество впервые становится подлинным искусством» (Г. Гегель). «Столетие назад Герцен изо дня в день повторял… в «Колоколе»: без свободного слова нет свободных людей, без независимого слова нет могучей, способной к внутренним преобразованиям страны» (Л.К. Чуковская).

СВОБОДНЫЕ мотивы мотивы, которые можно устранять, не нарушая причинно-временного хода событий в произведении.

СВОБОДНЫЙ стих (верлибр) – нерифмованные стихи, расчленённые на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соразмерности (метр и рифма) и сохранивший только один признак, отличающий стихи от прозы –  заданное членение на строки, отмечаемые в тексте графическим их расположением. Не следует путать свободный стих с вольным стихом –  силлабо-тоническим разностопным неурегулированным и обычно рифмованным. С.с. ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда – и к более чётким ритмам (разностопный дольник и пр.). «Самая свободная стиховая форма, так и называющася «свободный стих», или «верлибр», всё же обладает завершённостью и замкнутостью каждого стиха. Таков, скажем, верлибр А. Блока «Она пришла с мороза…» (В.В. Кожинов).
       Она пришла с мороза,
       Раскрасневшаяся,
       Наполнила комнату
       Ароматом воздуха и духов,
       Звонким голосом
       И совсем неуважительной к занятиям
       Болтовнёй.
«В особенности далёк от внутренней симметричности строк свободный стих, опирающийся на интонационно-синтаксическую их однородность» (Л.И. Тимофеев). 

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ – в отличие от итальянского Ренессанса для С.В. (Нидерланды, Германия, Франция) была характерна большая приверженность к средневековому менталитету, интерес к индивидуализированному образу человека, бездуховным проявлениям личности.

СЕГЕДИЛЬЯ – испанская народная плясовая песня. В литературе стихотворения, подражания этой песне.

СЕЙАХАТ-НАМЕ – на Востоке жанр книги путешествий.

СЕИЧЕНТО –  Позднее Возрождение.

СЕКВЕНЦИЯ – следование. 1) Стихотворная форма гимнографии, самая своеобразная форма средневековой лирики. Первоначально ничто иное, как проза, положенная на музыку. В ХII в. стала писаться короткими строками со звонкими рифмами и чётким ритмом. 2) Повторение мотива в один или два такта в восходящем или нисходящем порядке.

СЕКЕТБАЙ – песня любовного содержания у таджиков.

СЕКСТЕТ – строфа из шести строк. Термин малоупотребителен.

СЕКСТИНА – твёрдая стихотворная форма на две рифмы, возникшая в итальянской поэзии. Стихотворение из шести строф по шесть обычно нерифмованных стихов, причём каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей в установленном порядке: 6–1–5–2–4–3; в конце иногда добавляется так называемая «посылка» – 3-стишие, состоящее из всех шести опорных слов, по одному на полустишие. В русской поэзии находим секстины у Льва Мея («Опять, опять звучит в душе моей унылой»), Валерия Брюсова, Михаила Кузьмина и др.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз…
                     А. Пушкин   Оресту Кипренскому

СЕЛЯНКИ – жанр польской литературы ХVII в.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ассонанс – смысловое разнозвучие, термин Зелинского, характеризующий своеобразный стилевой приём в поэзии. С. а. состоит в том, что поэт употребляет в стихах метафорическое словосочетание (выражение), основанное на отдельных ассоциациях, вследствие чего стихи несут в себе неточный, приблизительный смысл, подобно приблизительному созвучию в ассонансных рифмах:
                   В кабаках, в переулках, в извивах,
                   В электрических снах наяву_
                   Я искал бесконечно красивых
                   И бессмертно влюблённых в молву.
                                                                  Блок    

СЕМАНТИЧЕСКИЙ уровень – исследует отношение описания к описываемой действительности – изображения к изображаемому.

СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ песни – жанр фольклора, связанный с бытиём человека: крестильные, свадебные, плачи и др.

СЕМИОТИКА – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки), а также некоторые явления культуры – системы мифа, ритуала; коммуникация в мире животных или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др). «Споры о возможности или невозможности семиотики искусства… беспредметны, а отказ от семиотики искусства в современных условиях не может не обеднять – и весьма существенно – науку об искусстве» (С.Х. Рапопорт).

 СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ – раздел семиотики изучающий так называемые вторичные языки: литературы, живописи, архитектуры, театра, и т.д. «К семиотическому анализу продуктов художественного творчества и его процессов… относятся такие признанные направления исследования, как структурная поэтика, использование методов структурной и математической лингвистики в изучении строения произведений искусства и ряд других» (Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер).

СЕМИОТИЧЕСКИЙ анализ – исследование литературного произведения на основе категорий семиотики. С.а. сосредоточивает внимание на моделирующей роли художественного языка в процессе познания мира, а также на способности литературного текста быть не только передатчиком, но и генератором художественной информации. «Присенение семиотического анализа к описанию литературных (и шире – принадлежащих искусству) текстов создавало надежду ухода от традиционных для гуманитарных наук субъективно–вкусовых методов анализа…» (Ю.М. Лотман).

СЕММЕ – в японской литературе манифесты. Им присущи черты фольклорной поэтики.

СЕМЬ мужей – группа китайских поэтов II–III вв. Писали о бедах и горестях народа, правдиво говорили о тяготах  походов, о скитаниях беженцев. Отражали характерные события своей эпохи.

СЕНТЕНЦИЯ – мысль, изречение, нравоучительного содержания. «Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать» (Пифагор).

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"