sekis 9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Ф

ФАБЛИО название небольших комических рассказов бытового характера. Возник в ХII веке во Франции. Был одним из основных жанров буржуазной литературы в средние века.

ФАБУЛА (повествование, история) – краткое содержание, изложение действий и происшествий в романе, повести либо басне, в их логической причинно-временной последовательности. Иными словами, фабула – это то, что поддаётся пересказу, то, что «было на самом деле», между тем сюжет – это то, «как узнал об этом читатель». Фабула может совпадать с сюжетом, но может и расходиться с ним. Пример: «Герой нашего времени» Лермонтова. Фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Лермонтов, однако, выстроил сюжет в иной последовательности для углубления психологического анализа характера Печорина.  «Фабула для рассказа – это то же самое, что слова для стиха, что гамма для музыки, что сами по себе краски для художника, линии для графики и т.п.» (Л.С. Выготский). «Аристотель считал главенствующей в драме фабулу, а не характер человека, который явился производным от этой фабулы, от  событий» (А. Ревякин).

ФАБУЛЬНОЕ произведение – причинно-временная связь между вводимым материалом. Сюда относятся повести, романы, эпические поэмы.

ФАКТУРА стиха – совокупность технических приёмов поэта, которые наряду с идейно-художественным замыслом определяют степень его поэтической культуры и мастерства. Ф.с. проявляется главным образом в лексике, фонике, ритме стиха.

ФАКСИМИЛЬНОЕ издание – издание книги, рукописи и т.д. в том виде, в каком они были изданы первый раз.

ФАЛЛАГОЦЕНТРИЗМ – отражение сугубо мужского патриархального начала, синоним мужского шовинизма/авторитаризма в культуре.

ФАЛЕКЕЙСКИЙ стих – сапфический одиннадцатисложник. Один из видов логаэдического стиха в античной метрике. Назван по имени поэта Фалекея.

ФАЛЛИЧЕСКИЙ стих (итифалик) – стих, имеющий форму трохеической триподии. Употреблялся в песнях в честь Диониса.

ФАНАРИОТЫ – греческие поселенцы Константинополя, жившие на улице Фонари. Оттуда вышло много писателей. Весь ХVIII век иногда называют веком фанариотов.

ФАНДАНГО – испанская песня-танец. Известна с ХVIII века, одним из основных видов канте фламенко.

ФАНТАЗИЯ – 1) творческое воображение, мечта, продукт воображения. 2) название некоторых литературных произведений фантастического, причудливого содержания.

ФАНТАСТИКА – мир причудливых представлений и образов, рождённых на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни воображением писателя. На заре человечества это нашло отражение в религии.

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ в литературе –  рождённые воображением представления и образы, опирающиеся на впечатления действительности, но не имеющие прямых параллелей среди явлений реального мира. «Фантастическое в искусстве имеет предел и правила. Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны почти поверить ему» (Ф.М. Достоевский).

ФАРДстрофическая форма в литературе Ближнего и Среднего Востока. Отдельный не входящий в более крупные жанры бейт, лаконичное и законченное стихотворение (двустишие). Поэт в Ф. часто фиксирует экспромты, поучительные мысли.

ФАРС – 1) жанр драматического произведения, для которого характерны  ярко выраженные комические элементы, подчёркнуто-грубоватая форма. Ф. получил распространение в Западной Европе в ХV– ХVI вв. Приёмами фарса широко пользовались Ж.Б. Мольер, В. Шекспир, русские драматурги В.В. Капнист («Ябеда»), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин («Смерть Тарелкина»), В.В. Маяковский и др. 2) Ф. – комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. «Прогрессивная роль комедии в развитии человеческого сознания неизмерима. Даже площадной фарс, где пройдошливый плебей поочерёдно лупил палкой полицейского, купца и щёголя, снимал у людей с глаз шоры, мешавшие им увидеть ничтожество сильных, богатых и знатных» (С.С. Наровчатов).  «Полные неподдельного остроумия, забавных положений, содержащие много метких народных оборотов, фарсы всегда привлекали демократического зрителя» (А.Ф. Головенченко).

ФАСТНАХТШПИЛЬ – «масленичные действа», небольшое весёлое сценическое произведение в стихах, типа комедии. Ф. существовал в Германии  ХV–ХVI вв. Развился из того, что на масленицу ряженые ходили по городу, импровизируя сценки бытового содержания с шутками. Постепенно в сюжет Ф. стали входить и политические мотивы.

ФАСЦЕНИНА – в Древнем Риме насмешливые, шуточно-бранные песенки, исполнявшиеся на празднествах и свадебных обрядах.

ФАХР – первоначально, переход к основной теме касыды – воспеванию своих подвигов или подвигов своего племени, призыв к борьбе с врагами. Позднее – самостоятельная жанровая форма арабской поэзии, представляющая собой самовосхваление.

ФАЦЕЦИЯодин из эпических жанров, шуточный рассказ, распространённый на Западе в эпоху Возрождения. В России появился в конце ХVII века.

ФЕЕРИЯ – театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на пышную постановку со множеством волшебных превращений и зрелищных эффектов.

ФЕЛИБРЫ – самоназвание писателей во Франции ХIХ века, писавших по провансальски. Например, поэт-учёный Мистраль, создавший словарь провансальского языка.

ФЕЛЬЕТОН – небольшое литературно-публицистическое произведение, чаще всего юмористического характера. «Фельетон… решает свою задачу средствами сатиры и юмора, на основе анализа и типизации явлений» (К.А. Ковалевский). Ф. может обличать как конкретных носителей зла, так и отрицательное в безадресной форме. «Как художественно-публицистический жанр фельетон соединяет в себе злободневность и насыщенную обязанность, документальную точность и высокий эмоциональный накал. Фельетон имеет преимущественно сатирическую направленность» (А.С. Сулейманов). 

ФЕРЕКРАТОВ стих – одна из форм античного стиха, сочетание спондея, дактиля и хорея. Назван по имени древнегреческого поэта Ферекрата.

ФИГУРЫ речи (фигура – образ, вид) – особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм, усиливающие выразительность высказывания. К Ф., относятся все тропы, градации, параллелизм, эллипсис, силлепсолицизм, анаколуф, хиазм, умолчание и др. Ф. способствуют художественному осмыслению и упорядочению изменений в синтаксическом строе речи. «Лишь благодаря фигурам художник достигает своей цели – художественной мысли, выраженной в художественной речи». Например, с помощью Ф. образуемых путём добавления: 1) удвоение, повторение одного или нескольких слов в целях усиления речи, возбуждения сострадания:
                 О поле, поле, кто тебя усеял
                 Мёртвыми костями.
                                           Пушкин
2) повторение в словесном обороте одного и того же слова, усиливающего связь между  смысловыми частями  оборота:  «Было всего два пути, и этими путями могли они выйти».  3) Анафора. 4) Охват. 5) Эпифора. 6) Эпонада. 7) Асимптота – повторение слова в разных падежах. 8) Стык. 9) Бессоюзие. 10) Многосоюзие. 11) Градация или климакс – ступенчатость в расположении связанных смыслом слов. 12) Риторический вопрос. 13) Риторическое восклицание. 14) Риторическое накопление – подбор различных оборотов. 15) Истолкование – замена слова рядом других однозначных оборотов. Имеются и другие виды фигур. «Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи» (В.А. Никонов).

ФИГУРНЫЕ стихи – стихотворные тексты, графически оформленные так, что из расположения строк складывается какая-л. фигура.ромб, звезда, сердце, пирамида и т.д. Создателями Ф.с.  считаются александрийские поэты. Их стихи в форме ромба, в форме раскрывающего и закрывающегося «веера» и т.д., известны с III в. до н.э. Мастером «сверх-акростихов», (когда фигура одновременно и/или акро-месо-теле-стих) был латинский поэт IV в. Порфирий Оптациан. В. Брюсов пытался его переводить, но не получилось. Ф.с. – это «стихи для глаза», исключительно для зрительного восприятия: при восприятии со слуха вся специфика их пропадает.  См. КОНКРЕТНАЯ поэзия. ПАЛИНДРОМОН.

ФИЕСТА РЕАЛЬ – особый тип спектакля, королевское празд-нество в Испании ХVII века. Постановочная комедия с музыкой, примерно то же, что опера в Италии и Франции.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ очерк – под влиянием начавшегося в начале ХIХ века бурного развития естественных наук, литература, подражая им, как бы вступая с ними в соперничество, старалась воссоздать окружающий мир со свойственной этим наукам точностью и объективностью. «Наиболее чётко новизна художественных принципов натуральной школы выразилась в «физиологических очерках» – произведениях, ставящих своей целью предельно точное фиксирование определённых социальных типов («физиологии» помещика, крестьянина, чиновника и т.д.), их видовых отличий, скажем, «физиологии» петербургского чиновника, московского чиновника, фиксирования социальных, профессиональных и бытовых особенностей, привычек, достопримечательностей и т.д.» (Ю. Манн).

ФИЛИАЦИЯ – развитие чего-н. в преемственной зависимости.

ФИЛИППИНСКАЯ поэзия – имеет четыре ветви: илоканскую, тагальскую, англоязычную.и испаноязычную. Последняя достигла расцвета в конце ХIХ в., но уже после второй мировой войны пришла в упадок, выдвигаются литературы на национальных языках (тагальском, илоканском и др.). Народный илоканский эпос «Жизнь Лам-анга» существовал уже в конце ХVI в. Окончательно илоканская поэзия сложилась в ХХ веке. Вот пример – «Оттенки жизни» Иеремияса Калисто

Жизнь чаша света и теней,
И желчь и мёд смешались в ней.
Не скажешь с одного глотка,
Горька она или сладка.
Из чрева тьмы родится свет
Без умиранья жизни нет.
И потому хвала тому,
Кто свет провидит и сквозь тьму.

ФИЛИТ – в средневековой Ирландии сочинитель стихов. Метрика ирландского стиха построена на сложном сочетании рифмы с ассонансом, консонансом и аллитерацией.

ФИЛОЛОГИЯ (любовь к слову) – 1) Совокупность наук, изучающих язык и литературу. 2) Совокупность приёмов исследования языка, стиля, почерка, манеры письма с целью определения автора, времени и места создания памятника письменности. 3) Толкование текста произведений писателей, чаще всего древних. Изучение истории и сущности духовной культуры общества.  «Языкознание и литературоведение как науки, составляющие филологию, дифференцировались на ряд специальных дисциплин» (Н. Кравцов).

ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ точностьанализ внутренней формы, контекста, авторского стиля, образно-ассоциативных традиций данной национальной литературы.

ФИЛОСОФСКАЯ касыда – жанр иранской поэзии.

ФИЛОСОФСКАЯ лирикапоэзия, описывающая размышления поэта о сущности бытия, впечатления, полученные на протяжении длительного периода времени.

ФИЛОСОФСКАЯ повесть – произведение, в основе которого лежит та или иная политическая система, философская доктрина, тот или иной вопрос человеческого бытия. Жанр литературы ХVIII века. Связан с современностью.

ФИЛОСОФСКАЯ проблематика – такая проблематика, когда идейный интерес писателя направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия, общества и природы, как в антологическом, так и в гносеологическом аспектах: «Пир во время чумы» (Пушкин).

ФИЛОСОФСКИЙ роман – одно из направлений в литературе ХVIII века. К нему относятся романы Вольтера, Дидро и «Фауст» Гёте.

ФИНАЛ (конец) – заключительная часть литературного произведения, в которой иногда автор говорит о дальнейшей судьбе своих героев. Иногда финал совпадает с развязкой.

ФЛОРАЛЬНЫЕ игры – поэтические состязания, возникшие в Провансе в ХIV веке. Устраивались ежегодно 3 мая в одном из пригородных садов Тулузы.

ФОЛИАНТ – книга форматом в половину бумажного листа. Толстая книга большого формата.

ФОЛЬКЛОР – устное поэтическое народное творчество, вошедшее в бытовую традицию того или иного народа. Ф. существует у всех народов уже на  ранней стадии их развития в форме сказок, песен, рассказов, пословиц, поговорок, загадок и т.д. «В науке все произведения устного народного творчества получили название «фольклор». Фольклор развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал с ней и нередко оказывал на неё большое влияние. Фольклор существует и в наше время» (Г.Н. Поспелов).  «Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что сюжеты, образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обощения явлений жизни и характеров людей» (С.Г. Лазутин).

ФОЛЬКЛОРИСТ – человек собирающий фольклор; учёный, изучающий образцы народного творчества.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА – наука, занимающаяся изучением устного народного творчества.

ФОНИКА (звучащий) – раздел стиховедения, изучающий сочетания звуков в стихе, звукопись, музыкальность стиха. Сюда же относится учение о стиховой рифмике. Но более обычным и чётким является изучение сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивные функции в организации стиха. В силу этого сюда относится и учение о рифме, как звуковом повторе. «Поэзия, как известно, тянется к сжатости, к максимальной концентрированности словесной формы. Можно утверждать, что в стихах существует звуковая, или, если угодно, музыкальная метафора: сопряжение слов-понятий по звуковому сходству, которое ведёт к  расширению смыслового объёма каждого из сопрягаемых слов, вступающих в музыкальную перекличку, образующих фонику» (Е. Эткинд).

ФОРГЕШИХТЕ – термин немецкой поэтики. Означает связное, более или менее развёрнутое сообщение о событиях, имевших место перед завязкой основного действия. Применяется в романе и новелле.

ФОРМА – в литературе это то, как будет построено произведение, то есть форма существования  содержания. Бывают Ф. свободные и твёрдые. К твёрдым относятся: сонет, рондо, октава и т.д. Литературное произведение можно писать от первого лица, от третьего, в форме писем и т.д. Ф. существует независимо от содержания, но содержание неотделимо от формы.

ФОРМА и приёмы фантастикиусловно-фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приёмов. Во-первых, это то, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель создаёт не существующие в природе сущности или свойства (Вий, Гоголя). Во-вторых, существует форма иноска-зательной фантастики, которая основана на реализации в вообра-жаемом мире того или иного тропа (великаны, лилипуты, басни). В-третьих, гротеск – соединение фантастического и реального в одном образе («Мастер и Маргарита» Булгакова). В-четвёртых, алогизм – нарушение в произведении причинно-следственных связей, необъяснимость, парадоксальность ситуаций, сюжетных ходов. («Нос» Гоголя).

ФОРМА произведения – те средства, с помощью которых строятся художественные образы в их типизирующе–гиперболической заострённости и экспрессивности.

ФОРМА художественная – внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью системы изобразительно-выразительных средств данного вида искусства для выражения художественного содержания.

ФОРМА художественной условности – в зависимости от степени условности различаются такие свойства изображаемого мира как  жизнеподобие и фантастика, в которых отражается разная мера отличия изображаемого мира от реального. Жизнеподобие предполагает изображение жизни такой, как она есть, а фантастика нарушает реальную жизнь, подчёркивает нереальность изображаемого мира.

ФОРМАЛИЗМ в искусстве – эстетическая тенденция, выражающаяся в отрыве формы от содержания и абсолютизация её роли. Формалисты отрываю искусство от действительности, отрицают значение идейного содержания. «Формализм был присущ всем возникшим в конце ХIХ – начале ХХ века нереалистическим течениям, но в разной мере. Символистов он выразился в в исключительном значении, которое они придавали инструментовке стиха – повторению одних и техпоражали читателей необычным ритмом, неожиданностью рифм, оригинальностью строфики…  Логическим заревшение формализма является абстрактное искусство» (С.В. Калачёва).

«ФОРМАЛЬНЫЙ метод» (в литературоведении) – метод изучения литературы, сторонники которого придерживались взгляда на художественную форму как на категорию, определяющую специфику литературы, способную к самопроизвольному развитию и подчинённую логико-математическим законам. «Особое ответвление «формального метода» – русская «формальная школа» (ОПОЯЗ). Московский лингвистический кружок и отчасти – Пражский лингвистический кружок… В 60-х гг. сформировалась новая ветвь «формального метода» – структуралистическое литературоведение» (Советский энциклопедический словарь. 1984).

ФОРМАЛЬНАЯ школа – формализм в литературоведении – субъективно-идеалистическое течение в изучении литературы и искусства. Исходя из кантовского понимания прекрасного, Ф.ш. считала, что отражение реальной действительности с её проблемами не входит в задачи искусства.

ФРАГМЕНТ – отрывок из художественного произведения, не дошедшего до нас целиком. Вообще всякий отрывок литературного произведения.

ФРАЗА – слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.

ФРАЗЕОЛОГИЯ 1) совокупность устойчивых оборотов речи и выражений свойственных данному языку. Например: седьмая вода на киселе. 2) Совокупность приёмов и выражений свойственных данному лицу, писателю, литературному направлению, общественной группировке известного периода. 3) Красивые и напыщенные фразы, скрывающие бедность или лживость содержания.

ФРАЗОВИКодна из разновидностей русского метрического стиха – верлибра. В основе его лежит свободное членение поэтической речи на стихотворные строки, где граница интона-ционной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения. От прозы Ф. отличается не только внешней формой, но и синтаксическим построением, присущим именно стиху.

ФРАНЦУЗСКАЯ ода – шестистопный стих, точно воспроизводящий полустишие симметричного александрийского стиха. В русской поэзии эта симметрия нарушена.
                 Торгуя совестью пред бедной нищетою,
                 Не сыпь своих даров расчетливой рукою;
                 Щедрота полная угодна небесам.
                 
                                             Пушкин

ФРАНЦУЗСКАЯ романсовая поэзия – стихотворная строфа, построенная по принципу абба сдсд.

ФРАНЦУЗСКИЙ сонет – стихотворение со свободной компанов-кой строк в четверостишиях: абба, бааб и т.д.

ФРАШКИжанр польской литературы, поэтические произведения типа эпиграмм.

ФРЕН – в античной поэзии погребальные песни.

ФРЕЙДИЗМ – направление в психологии, созданное Фрейдом. Религиозные представления и художественное творчество он объяснял бессознательным проявлением в символической форме сексуального начала (например, в мифах и сказках). Фрейд противопоставляет секс законам художественного творчества.

ФУ – жанр китайской литературы малой формы – лирические стихи, поэмы в прозе описательного характера. Очень популярны, но трудны для понимания из-за редко употребляемых иероглифов, которые там используют.

ФУво вьетнамской литературе жанр поэмы, писавшийся ритмической прозой. Воспроизводит картины природы, храмы, дворцы, проникнут определённым настроением, раздумьем.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ изучение литературы – один из аспектов исследования литературы, когда рассматриваются разные стороны в восприятии и осмыслении художественного произведения. «Искусство доставляет людям наслаждение. Как и эстетическая, гедонистическая функция сопровождает и окрашивает все функции искусства» (Ю.Б. Бореев).

ФУНКЦИЯ художественной литературы – воспитательная, гедонистическая, коммуникативная, познавательная, политическая, эстетическая. «Русские демократы выдвинули на первый план и с большой полнотой охарактеризовали воспитательные, познавательные, эстетические функции художественной литературы» (Г.Л. Абрамович). 

ФУНКЦИИ художественного произведения – при чтении художественное произведение всегда выполняет определённые функции. Прежде всего, это познавательная (гносеологическая) функция. Вторая функция – оценочная (оксиологическая) – книга может выражать приговор явлениям жизни. Третья функция – эстетическая, то есть содержание книги производит на читателя определённое впечатление. Четвёртая функция – самовыражение автора. Эта функция очень важна не только для автора, но и для читателя.

ФУНКЦИЯ фантастики – доводить то или иное явление до логического предела, независимо от того, какое это явление. Отсюда вытекает прогностическая функция фантастики, т.е. способность её как бы заглядывать в будущее. Далее Ф.ф. является выражение разных виды и оттенков комического (Дон-Кихот Сервантеса). И, наконец, развлекательная функция.

ФУСИ – литературный жанр в Японии ХVII века.

ФУТУРИЗМ (будущее) – авангардистское, формалистическое, течение в поэзии, возникшее в Италии в начале ХХ века, выражавшее идеологию агрессивно настроенной буржуазии. Футуристов объединяло стихийное ощущение неизбежного краха традиционной культуры и стремление осознать через искусство черты неведомого будущего. В поэзию футуристы вводят слова, лишённые всякого смысла («заумь), разрушают синтаксис и отрицают каноны поэтического творчества. Представители русского футуризма: Д. Бурлюк, И. Северянин, А. Кручёных, В. Хлебников, Б. Лившиц, В. Шершеневич, В. МАяковский. «Появившиеся в сборниках под нарочито вызывающими заглавиями («Дохлая луна», «Бух лесиный», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Требник троих» и др.), стихи фурутистов сперва воспринимались читателями как попытки раздразнить вкусы и привычки буржуа. Но при внимательном чтении обнаруживалось другое: за антиэстетичностью – ненависть к поддельной, ненастоящей красоте; за грубостью выражений – стремление дать язык «безъязыкой улице»; за непривычными словообразованиями – попытка создать «единый смертных разговор; за непонятными картинами, воспроизводящимися в книгах, – новые принципы видения мира» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ФЬЯБЕ – в истории итальянской литературы ХVIII века жанр сказки, созданный К.Гоцци (театральная сказка). Он широко использовал поэтику народной сказки и создал глубоко человеческие характеры, наполнив пьесы моралью и сильными страстями.

ФЭН – в Китае категория лирических произведений.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"