Ф
ФАБЛИО
–
название небольших комических рассказов бытового
характера. Возник в ХII
веке во Франции. Был одним
из основных жанров буржуазной литературы в средние века.
ФАБУЛА
(повествование, история) – краткое содержание, изложение действий и
происшествий в романе, повести либо басне, в их логической
причинно-временной последовательности. Иными словами, фабула – это то,
что поддаётся пересказу, то, что «было на самом деле», между тем сюжет
– это то, «как узнал об этом читатель». Фабула может совпадать с
сюжетом, но может и расходиться с ним. Пример: «Герой нашего времени»
Лермонтова. Фабульная последовательность глав следующая: «Тамань»,
«Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Лермонтов,
однако, выстроил сюжет в иной последовательности для углубления
психологического анализа характера Печорина. «Фабула для рассказа –
это то же самое, что слова для стиха, что гамма для музыки, что сами
по себе краски для художника, линии для графики и т.п.» (Л.С.
Выготский). «Аристотель считал главенствующей в драме фабулу, а не
характер человека, который явился производным от этой фабулы, от
событий» (А. Ревякин).
ФАБУЛЬНОЕ
произведение – причинно-временная связь
между вводимым материалом. Сюда относятся повести, романы,
эпические поэмы.
ФАКТУРА
стиха – совокупность технических приёмов поэта, которые наряду
с идейно-художественным замыслом определяют степень его поэтической
культуры и мастерства. Ф.с. проявляется
главным образом в лексике, фонике, ритме стиха.
ФАКСИМИЛЬНОЕ
издание – издание книги, рукописи и т.д. в том виде, в каком
они были изданы первый раз.
ФАЛЛАГОЦЕНТРИЗМ –
отражение сугубо мужского патриархального
начала, синоним мужского шовинизма/авторитаризма в культуре.
ФАЛЕКЕЙСКИЙ
стих – сапфический одиннадцатисложник. Один из видов
логаэдического стиха в античной метрике. Назван по имени поэта
Фалекея.
ФАЛЛИЧЕСКИЙ
стих (итифалик) – стих, имеющий форму трохеической триподии.
Употреблялся в песнях в честь Диониса.
ФАНАРИОТЫ
– греческие поселенцы
Константинополя, жившие на
улице Фонари. Оттуда вышло много писателей. Весь ХVIII век
иногда называют веком фанариотов.
ФАНДАНГО –
испанская песня-танец. Известна с ХVIII века, одним из основных видов канте фламенко.
ФАНТАЗИЯ –
1) творческое воображение, мечта, продукт воображения. 2) название
некоторых литературных произведений фантастического, причудливого
содержания.
ФАНТАСТИКА
– мир причудливых представлений и образов,
рождённых на основе усвоенных ранее
фактов реальной жизни воображением писателя. На заре
человечества это нашло отражение в религии.
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ в
литературе –
рождённые
воображением представления и образы, опирающиеся на впечатления
действительности, но не имеющие прямых параллелей среди явлений
реального мира. «Фантастическое в искусстве имеет предел и правила.
Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны
почти поверить ему» (Ф.М. Достоевский).
ФАРД
– строфическая форма в литературе
Ближнего и Среднего Востока.
Отдельный не входящий в более крупные жанры бейт, лаконичное и
законченное стихотворение (двустишие). Поэт в Ф. часто
фиксирует экспромты, поучительные мысли.
ФАРС
– 1) жанр драматического
произведения, для которого характерны ярко выраженные
комические элементы, подчёркнуто-грубоватая форма. Ф.
получил распространение в Западной Европе в
ХV–
ХVI вв.
Приёмами фарса широко пользовались Ж.Б. Мольер, В. Шекспир, русские
драматурги В.В. Капнист («Ябеда»), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин
(«Смерть Тарелкина»), В.В. Маяковский и др. 2) Ф. – комедия лёгкого
содержания с чисто внешними комическими приёмами. «Прогрессивная роль
комедии в развитии человеческого сознания неизмерима. Даже площадной
фарс, где пройдошливый плебей поочерёдно лупил палкой полицейского,
купца и щёголя, снимал у людей с глаз шоры, мешавшие им увидеть
ничтожество сильных, богатых и знатных» (С.С. Наровчатов).
«Полные неподдельного остроумия, забавных положений, содержащие много
метких народных оборотов, фарсы всегда привлекали демократического
зрителя» (А.Ф. Головенченко).
ФАСТНАХТШПИЛЬ
– «масленичные действа», небольшое весёлое сценическое произведение в
стихах, типа комедии. Ф. существовал в Германии
ХV–ХVI вв. Развился из того, что на масленицу ряженые ходили по
городу, импровизируя сценки
бытового содержания с шутками. Постепенно в сюжет Ф.
стали входить
и политические мотивы.
ФАСЦЕНИНА
– в Древнем Риме насмешливые,
шуточно-бранные песенки, исполнявшиеся на празднествах и свадебных
обрядах.
ФАХР
– первоначально, переход к основной теме касыды – воспеванию своих
подвигов или подвигов своего
племени, призыв к борьбе с врагами. Позднее – самостоятельная
жанровая форма арабской поэзии, представляющая собой самовосхваление.
ФАЦЕЦИЯ
– один из эпических жанров, шуточный
рассказ, распространённый на Западе в эпоху Возрождения. В
России появился в конце ХVII
века.
ФЕЕРИЯ –
театральная
пьеса сказочного содержания, рассчитанная на пышную постановку со
множеством волшебных превращений и зрелищных эффектов.
ФЕЛИБРЫ
– самоназвание
писателей во Франции ХIХ
века, писавших по провансальски.
Например, поэт-учёный Мистраль, создавший словарь
провансальского языка.
ФЕЛЬЕТОН
– небольшое
литературно-публицистическое произведение, чаще всего юмористического
характера. «Фельетон… решает свою задачу средствами сатиры и юмора, на
основе анализа и типизации явлений» (К.А. Ковалевский). Ф.
может обличать как конкретных носителей зла, так и отрицательное в
безадресной форме. «Как художественно-публицистический жанр фельетон
соединяет в себе злободневность и насыщенную обязанность,
документальную точность и высокий эмоциональный накал. Фельетон имеет
преимущественно сатирическую направленность» (А.С. Сулейманов).
ФЕРЕКРАТОВ
стих – одна из форм
античного стиха, сочетание спондея, дактиля и хорея. Назван по
имени древнегреческого поэта Ферекрата.
ФИГУРЫ
речи (фигура – образ, вид) – особые стилистические обороты,
выходящие за рамки практически необходимых норм, усиливающие
выразительность высказывания. К Ф., относятся все тропы,
градации, параллелизм, эллипсис, силлепсолицизм, анаколуф, хиазм,
умолчание и др. Ф. способствуют художественному
осмыслению и упорядочению изменений в синтаксическом строе речи. «Лишь
благодаря фигурам художник достигает своей цели – художественной
мысли, выраженной в художественной речи». Например, с помощью Ф.
образуемых путём добавления: 1) удвоение, повторение одного или
нескольких слов в целях усиления речи, возбуждения сострадания:
О поле, поле, кто тебя усеял
Мёртвыми костями.
Пушкин
2) повторение в словесном обороте одного и того же слова, усиливающего
связь между смысловыми частями оборота: «Было всего два пути, и
этими путями могли они выйти». 3) Анафора. 4) Охват. 5) Эпифора. 6)
Эпонада. 7) Асимптота – повторение слова в разных падежах. 8) Стык. 9)
Бессоюзие. 10) Многосоюзие. 11) Градация или климакс – ступенчатость в
расположении связанных смыслом слов. 12) Риторический вопрос. 13)
Риторическое восклицание. 14) Риторическое накопление – подбор
различных оборотов. 15) Истолкование – замена слова рядом других
однозначных оборотов. Имеются и другие виды фигур. «Реальное значение
фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей
повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем
конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от
общего синтаксического строя речи» (В.А.
Никонов).
ФИГУРНЫЕ
стихи – стихотворные тексты, графически оформленные
так, что из расположения строк складывается какая-л. фигура.–ромб,
звезда, сердце, пирамида и т.д. Создателями Ф.с.
считаются александрийские поэты. Их стихи в форме ромба, в форме
раскрывающего и закрывающегося «веера» и т.д., известны с
III
в. до н.э. Мастером «сверх-акростихов», (когда фигура одновременно
и/или акро-месо-теле-стих) был латинский поэт
IV
в. Порфирий Оптациан. В. Брюсов пытался его переводить, но не
получилось. Ф.с. – это «стихи для глаза», исключительно для
зрительного восприятия: при восприятии со слуха вся специфика их
пропадает. См. КОНКРЕТНАЯ поэзия. ПАЛИНДРОМОН.
ФИЕСТА РЕАЛЬ
– особый тип спектакля, королевское празд-нество
в Испании ХVII века. Постановочная
комедия с музыкой, примерно то же, что опера в Италии и
Франции.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
очерк – под влиянием начавшегося в
начале ХIХ
века бурного развития естественных наук, литература,
подражая им, как бы вступая с ними
в соперничество, старалась воссоздать окружающий мир со свойственной этим наукам точностью и
объективностью. «Наиболее чётко новизна художественных принципов
натуральной школы выразилась в «физиологических очерках» –
произведениях, ставящих своей целью предельно точное фиксирование
определённых социальных типов («физиологии» помещика, крестьянина,
чиновника и т.д.), их видовых отличий, скажем, «физиологии»
петербургского чиновника, московского чиновника, фиксирования
социальных, профессиональных и бытовых особенностей, привычек,
достопримечательностей и т.д.» (Ю. Манн).
ФИЛИАЦИЯ –
развитие
чего-н. в преемственной зависимости.
ФИЛИППИНСКАЯ поэзия –
имеет четыре ветви: илоканскую, тагальскую, англоязычную.и
испаноязычную. Последняя достигла расцвета в конце ХIХ
в., но уже после второй мировой войны пришла в упадок, выдвигаются
литературы на национальных языках (тагальском, илоканском и др.).
Народный илоканский эпос «Жизнь Лам-анга» существовал уже в конце ХVI
в. Окончательно илоканская поэзия сложилась в ХХ веке. Вот пример –
«Оттенки жизни» Иеремияса Калисто
Жизнь чаша света и теней,
И желчь и мёд смешались в ней.
Не скажешь с одного глотка,
Горька она или сладка.
Из чрева тьмы родится свет
Без умиранья жизни нет.
И потому хвала тому,
Кто свет провидит и сквозь тьму.
ФИЛИТ
– в средневековой Ирландии
сочинитель стихов. Метрика
ирландского стиха построена на сложном сочетании рифмы с
ассонансом, консонансом и аллитерацией.
ФИЛОЛОГИЯ
(любовь к слову) – 1) Совокупность наук, изучающих язык и литературу.
2) Совокупность приёмов исследования языка, стиля, почерка, манеры
письма с целью определения автора, времени и места создания памятника
письменности. 3) Толкование текста произведений писателей, чаще всего
древних. Изучение истории и сущности духовной культуры общества.
«Языкознание и литературоведение как науки, составляющие филологию,
дифференцировались на ряд специальных дисциплин» (Н. Кравцов).
ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ точность
– анализ
внутренней формы, контекста, авторского стиля, образно-ассоциативных
традиций данной национальной литературы.
ФИЛОСОФСКАЯ
касыда – жанр иранской поэзии.
ФИЛОСОФСКАЯ
лирика – поэзия, описывающая
размышления поэта о сущности бытия, впечатления, полученные на
протяжении длительного периода времени.
ФИЛОСОФСКАЯ
повесть – произведение, в основе которого
лежит та или иная политическая
система, философская доктрина, тот или иной вопрос
человеческого бытия. Жанр литературы
ХVIII века. Связан с
современностью.
ФИЛОСОФСКАЯ
проблематика – такая проблематика, когда
идейный интерес писателя направлен
на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей
бытия, общества и природы, как в
антологическом, так и в гносеологическом аспектах: «Пир во
время чумы» (Пушкин).
ФИЛОСОФСКИЙ
роман – одно из направлений в литературе ХVIII века. К нему
относятся романы Вольтера, Дидро и «Фауст» Гёте.
ФИНАЛ
(конец) – заключительная часть литературного произведения, в которой
иногда автор говорит о дальнейшей судьбе своих героев. Иногда финал
совпадает с развязкой.
ФЛОРАЛЬНЫЕ игры
–
поэтические состязания, возникшие в Провансе в
ХIV веке. Устраивались
ежегодно 3 мая в одном из пригородных садов Тулузы.
ФОЛИАНТ –
книга форматом в половину бумажного листа. Толстая книга большого
формата.
ФОЛЬКЛОР
– устное поэтическое народное творчество, вошедшее в бытовую традицию
того или иного народа. Ф. существует у всех народов уже
на ранней стадии их развития в форме сказок, песен, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок и т.д. «В науке все произведения
устного народного творчества получили название «фольклор». Фольклор
развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал
с ней и нередко оказывал на неё большое влияние. Фольклор существует и
в наше время» (Г.Н. Поспелов). «Познавательное значение фольклора
увеличивается тем, что сюжеты, образы его произведений обычно
заключают в себе широкую типизацию, содержат обощения явлений жизни и
характеров людей» (С.Г. Лазутин).
ФОЛЬКЛОРИСТ –
человек
собирающий фольклор; учёный, изучающий образцы народного творчества.
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
– наука, занимающаяся изучением
устного народного творчества.
ФОНИКА
(звучащий) – раздел стиховедения, изучающий сочетания звуков в стихе,
звукопись, музыкальность стиха. Сюда же относится учение о стиховой
рифмике. Но более обычным и чётким является изучение сочетаний гласных
и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивные функции в
организации стиха. В силу этого сюда относится и учение о рифме, как
звуковом повторе. «Поэзия, как известно, тянется к сжатости, к
максимальной концентрированности словесной формы. Можно утверждать,
что в стихах существует звуковая, или, если угодно, музыкальная
метафора: сопряжение слов-понятий по звуковому сходству, которое ведёт
к расширению смыслового объёма каждого из сопрягаемых слов,
вступающих в музыкальную перекличку, образующих фонику» (Е. Эткинд).
ФОРГЕШИХТЕ
– термин немецкой поэтики. Означает связное,
более или менее развёрнутое
сообщение о событиях, имевших
место перед завязкой основного действия. Применяется в романе и
новелле.
ФОРМА –
в литературе это то, как будет построено произведение, то есть
форма существования содержания. Бывают Ф. свободные и твёрдые. К
твёрдым относятся: сонет, рондо, октава и т.д. Литературное
произведение можно писать от первого лица, от третьего, в форме писем
и т.д. Ф. существует независимо от содержания, но
содержание неотделимо от формы.
ФОРМА и приёмы
фантастики
– условно-фантастическая образность
реализуется с помощью ряда форм и приёмов. Во-первых, это то, что
можно назвать собственно фантастическим – когда писатель создаёт не
существующие в природе сущности или свойства (Вий, Гоголя). Во-вторых,
существует форма иноска-зательной фантастики, которая основана на
реализации в вообра-жаемом мире того или иного тропа (великаны,
лилипуты, басни). В-третьих, гротеск – соединение фантастического и
реального в одном образе («Мастер и Маргарита» Булгакова).
В-четвёртых, алогизм – нарушение в произведении причинно-следственных
связей, необъяснимость, парадоксальность ситуаций, сюжетных ходов.
(«Нос» Гоголя).
ФОРМА произведения
– те средства, с помощью которых строятся
художественные образы в их типизирующе–гиперболической
заострённости и экспрессивности.
ФОРМА художественная
– внутренняя организация, структура художественного произведения,
созданная с помощью системы изобразительно-выразительных средств
данного вида искусства для выражения художественного содержания.
ФОРМА художественной условности
– в зависимости от степени условности различаются такие свойства
изображаемого мира как жизнеподобие и фантастика, в которых
отражается разная мера отличия изображаемого мира от реального.
Жизнеподобие предполагает изображение жизни такой, как она есть, а
фантастика нарушает реальную жизнь, подчёркивает нереальность
изображаемого мира.
ФОРМАЛИЗМ
в искусстве – эстетическая тенденция, выражающаяся в
отрыве формы от содержания и
абсолютизация её роли. Формалисты отрываю искусство от действительности, отрицают
значение идейного содержания. «Формализм был присущ всем возникшим в
конце ХIХ
– начале ХХ века нереалистическим течениям, но в разной мере.
Символистов он выразился в в исключительном значении, которое они
придавали инструментовке стиха – повторению одних и техпоражали
читателей необычным ритмом, неожиданностью рифм, оригинальностью
строфики… Логическим заревшение формализма является абстрактное
искусство» (С.В. Калачёва).
«ФОРМАЛЬНЫЙ метод»
(в литературоведении) – метод изучения литературы, сторонники которого
придерживались взгляда на художественную форму как на категорию,
определяющую специфику литературы, способную к самопроизвольному
развитию и подчинённую логико-математическим законам. «Особое
ответвление «формального метода» – русская «формальная школа» (ОПОЯЗ).
Московский лингвистический кружок и отчасти – Пражский лингвистический
кружок… В 60-х гг. сформировалась новая ветвь «формального метода» –
структуралистическое литературоведение» (Советский
энциклопедический словарь. 1984).
ФОРМАЛЬНАЯ
школа – формализм в литературоведении –
субъективно-идеалистическое течение в изучении литературы и искусства.
Исходя из кантовского понимания прекрасного, Ф.ш. считала, что
отражение реальной
действительности с её проблемами не входит в задачи искусства.
ФРАГМЕНТ
– отрывок из художественного произведения, не
дошедшего до нас целиком. Вообще всякий отрывок литературного
произведения.
ФРАЗА –
слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
–
1) совокупность устойчивых оборотов
речи и выражений свойственных данному языку. Например: седьмая вода на
киселе. 2) Совокупность приёмов и выражений свойственных данному лицу,
писателю, литературному направлению, общественной группировке
известного периода. 3) Красивые и напыщенные фразы, скрывающие
бедность или лживость содержания.
ФРАЗОВИК
– одна из разновидностей русского
метрического стиха – верлибра. В основе его лежит свободное членение
поэтической речи на стихотворные строки, где граница интона-ционной
волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является
определяющим признаком членения. От прозы Ф. отличается не только
внешней формой, но и синтаксическим построением, присущим именно
стиху.
ФРАНЦУЗСКАЯ ода
– шестистопный стих, точно воспроизводящий полустишие симметричного
александрийского стиха. В русской поэзии эта симметрия нарушена.
Торгуя
совестью пред бедной нищетою,
Не сыпь
своих даров расчетливой рукою;
Щедрота
полная угодна небесам.
Пушкин
ФРАНЦУЗСКАЯ
романсовая поэзия – стихотворная строфа, построенная по
принципу абба сдсд.
ФРАНЦУЗСКИЙ
сонет – стихотворение со свободной компанов-кой
строк в
четверостишиях: абба, бааб и т.д.
ФРАШКИ
– жанр польской литературы,
поэтические произведения типа эпиграмм.
ФРЕН –
в античной
поэзии погребальные песни.
ФРЕЙДИЗМ
– направление в психологии, созданное Фрейдом. Религиозные
представления и художественное творчество он объяснял бессознательным
проявлением в символической форме сексуального начала (например, в
мифах и сказках). Фрейд противопоставляет секс законам художественного
творчества.
ФУ
– жанр китайской литературы малой формы – лирические
стихи, поэмы в прозе описательного характера. Очень популярны,
но трудны для понимания из-за редко
употребляемых иероглифов, которые там используют.
ФУ
– во вьетнамской литературе жанр
поэмы, писавшийся ритмической прозой. Воспроизводит картины природы,
храмы, дворцы, проникнут определённым настроением, раздумьем.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
изучение литературы – один из аспектов исследования
литературы, когда рассматриваются разные стороны в восприятии и
осмыслении художественного произведения.
«Искусство доставляет людям наслаждение. Как и эстетическая,
гедонистическая функция сопровождает и окрашивает все функции
искусства» (Ю.Б. Бореев).
ФУНКЦИЯ художественной литературы –
воспитательная, гедонистическая, коммуникативная,
познавательная, политическая, эстетическая. «Русские демократы
выдвинули на первый план и с большой полнотой охарактеризовали
воспитательные, познавательные, эстетические функции художественной
литературы» (Г.Л. Абрамович).
ФУНКЦИИ
художественного произведения – при чтении художественное
произведение всегда выполняет определённые функции. Прежде всего, это
познавательная
(гносеологическая)
функция.
Вторая функция – оценочная (оксиологическая) – книга может выражать
приговор явлениям жизни. Третья функция – эстетическая, то есть
содержание книги производит на читателя
определённое впечатление. Четвёртая функция – самовыражение автора.
Эта функция очень важна не только для автора, но и для читателя.
ФУНКЦИЯ
фантастики – доводить то
или иное явление до логического предела, независимо от того, какое это
явление. Отсюда вытекает прогностическая функция фантастики, т.е.
способность её как бы заглядывать в будущее. Далее Ф.ф.
является выражение разных виды и оттенков комического (Дон-Кихот
Сервантеса). И, наконец, развлекательная функция.
ФУСИ
– литературный жанр в Японии ХVII века.
ФУТУРИЗМ
(будущее) – авангардистское, формалистическое, течение в поэзии,
возникшее в Италии в начале ХХ века, выражавшее идеологию агрессивно
настроенной буржуазии. Футуристов объединяло стихийное ощущение
неизбежного краха традиционной культуры и стремление осознать через
искусство черты неведомого будущего. В поэзию футуристы вводят слова,
лишённые всякого смысла («заумь), разрушают синтаксис и отрицают
каноны поэтического творчества. Представители русского футуризма: Д.
Бурлюк, И. Северянин, А. Кручёных, В. Хлебников, Б. Лившиц, В.
Шершеневич, В. МАяковский. «Появившиеся в сборниках под нарочито
вызывающими заглавиями («Дохлая луна», «Бух лесиный», «Затычка»,
«Рыкающий Парнас», «Требник троих» и др.), стихи фурутистов сперва
воспринимались читателями как попытки раздразнить вкусы и привычки
буржуа. Но при внимательном чтении обнаруживалось другое: за
антиэстетичностью – ненависть к поддельной, ненастоящей красоте; за
грубостью выражений – стремление дать язык «безъязыкой улице»; за
непривычными словообразованиями – попытка создать «единый смертных
разговор; за непонятными картинами, воспроизводящимися в книгах, –
новые принципы видения мира» (Энциклопедический словарь юного
литературоведа).
ФЬЯБЕ
– в истории итальянской литературы ХVIII века жанр сказки, созданный
К.Гоцци (театральная сказка). Он широко использовал поэтику народной
сказки и создал глубоко человеческие характеры, наполнив пьесы моралью
и сильными страстями.
ФЭН
– в Китае категория лирических произведений.
<<< Назад
Дальше >>>
|