9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

В


ВАВАЧАН
– на Яве исполнявшиеся нараспев романтические и религиозные поэмы.

ВАГАНТЫ – странствующие певцы (школяры и монахи) в средние века, распевавшие на латинском языке песни анакреонтического содержания.

ВАГАНТСКАЯ строфа – тринадцатисложный хореический размер, которым с  XII века писали свои стихи ваганты.
          Умереть в застолице /  я хотел бы лёжа,
          Быть к вину поблизости /  мне всего дороже,
          Чтобы пелось ангелам / веселее тоже:
          «Над усопшим пьяницей / смилостивись, Боже!»

ВАЙНОРДЕ – песня прощания в литературе фульбе (Судан).

ВАЙТАМИ – древнеиндийский стихотворный размер, принадлежащий к джагати и основанный на счёте мор. Состоит из двух полустиший по 30 мор каждое. Оба полустишия делятся цезурой так, что в первом находится 14 мор, а во втором – 16 мор.

ВАКА –  классическое направление в  японской лирике.  Песня – сначала народная, а потом литературная – разделялась на короткие и длинные (танка и тёка), встречались и шестистишия – сэдока.

ВАКРОКТИ – в индийской поэтике понятие, объединяющее аланкары, т. н. «гнутая речь», украшения стихотворной речи.

ВАКХИЧЕСКАЯ стопа –  вакхий. Трёхдольная стопа, состоящая из одного краткого и двух долгих слогов. Употреблялась в вакхических песнях у римлян. Близка восточному размеру, которым писал Фирдоуси.

ВАНСКИЕ надписи – клинописные надписи на скалах в районе озера Ван, в них цари сообщают о своих походах.

ВАНТЭ-ВО – во вьетнамской литературе ХV в. жанр ритуальных сочинений, близких к христианским видениям.

ВАНШВАЛИ – в испанской литературе династийные повествования.

ВАНЬ – в китайской литературе поминальная песнь.

ВАПАСАН – армянские эпические предания, песня-миф

ВАР – героические баллады в пенджабской литературе Индии, близкие к русским былинам.

ВАРВАРИЗМ слово из иностранного языка, не полностью освоенное языком или оборот речи построенный по чужому образцу, нарушающий чистоту речи, воспринимаемый как чужеродный.

ВАРИАНТ – изменяющийся. В текстологии – разночтение между известными источниками одного и того же произведения, объясняемое дополнительной авторской работой над ним. Например, в стихотворении А.С Пушкина «Памятник» в черновой редакции 4-й строфы вместо «Что в мой жестокий век…» написано: «Что вслед Радищеву…» («…восславил я свободу»). Это черновой вариант данного текста. «В отличие от редакции… обозначающей изменение текста в целом, вариант – частное разночтение конкретного места, не придающее произведению в целом существенно иного значения или смысла» (А.Ф.Головченко).

ВАРИАНТНОСТЬ – В литературе постмодернизма возможность различного прочтения и понимания произведения, даваемая самим автором: он иногда указывает, какие главы читать, а какие можно пропустить без ущерба для содержания.

ВАРТБУРГСКАЯ война – так называемое состязание поэтов, которое, по преданию, происходило в 1206–07 гг. в Вартбурге. В самый блестящий период южногерманской поэзии ландграф тюрингский Герман оказывал стихотворцам-минезингерам гостеприимство при своём дворе.

ВАСАН – религиозная японская поэзия.

ВАСФ – описание. Один из распространенных жанров андалузской поэзии. Описываются красочные луга Испании, реки и т. д. поэтами-арабами.

ВАФИР – пять двудольников – ямб, трибракхий/пеан, пеан/трёхдольный.

ВАЧАНА – жанр индийской литературы, афористическое изречение в литературе народности каннада .

ВВЕДЕНИЕ – вступительная часть книги, начало.

ВВОДНАЯ статья – статья, помещённая в начале книги и являющаяся вступлением к чему-либо.

ВВОДНЫЙ эпизод – включение в художественное произведение сюжета, напрямую не связанного с основным повествованием, но подчинённого основной мысли произведения.

ВВОДЯЩИЕ мотивы мотивы, которые требуют конкретного пополнения другими мотивами. Например, в сказке отец хочет жениться на своей дочери. Чтобы избежать этого, она даёт ему невыполнимые поручения.

ВДОХНОВЕНИЕподъём всех творческих сил художника, его собранность, сосредоточение на объекте творчества.

ВЕДИЧЕСКАЯ поэзия –  слово веды родственно русскому ведать, знать. Составляют свод памятников индийской религиозной литературы. Известны четыре веды: «Ригведв» (веда гимнов), Самаведа» (веда напевов), «Яджурведа» (внда жертвенных формул) и «Атхараведа» (веда заклинаний). Ведийское стихосложение – силлабическое: мерой различия служит число слогов. Качественная характеристика слогов(тяжёлый-лёгкий) менее важна и фиксирована только в нескольких последних слогах пады(стопы). В одиннадцати и двенадцатисложных падах обязательна цезура после 4 или % слогов. Наиболее распространены размеры», состоящие из трёх или четырёх равносложных пад. Реже образуют «размеры» неравносложные пады. Встречаются  образования из разных размеров, а высшей метрической единицей считается гимн.

ВЕДУЩИЙ повествование – персонаж или группа персонажей пьесы, проходящие, как правило, через всё произведение, комментирующие действие, выражающие взгляд автора на происходящие события.

ВЕЙМАРСКИЙ классицизм – в Германии ХVIII века вырос из потребности эпохи и истории, из стремления героизации художественного образа, отказ не только от бытовизма, но и от всего, что поэту кажется преходящим, частным. Назван по имени города Веймар, где жили его создатели Гёте и Шиллер.

ВЕК героевогромный период в жизни человечества – от высшей ступени развития родового строя до образования и раннего существования государства, как организации классового строя.

ВЕЛИАЛ или ВЕШАЛ – так назывались средневековые стихотворные произведения, содержанием которых служили судебные разбирательства по делу освобождения патриархов Ветхого Завета.

ВЕЛИКИЕ риторики – поэтическая школа, названная так потому, что её представители видели в поэзии своего рода вторую риторику, т. е. красноречие, облечённое в сюжетную форму. Охватывает раннее Возрождение. Писали стихи на случай из жизни монархов, отделяли форму от содержания, Виртуозность в стихах была самоцелью, поэтому имела место игра слов, пристрастие к каламбурной рифме, внутренние удвоения, аллитерации, символика, звуковая организация стиха.

ВЕНОК сонетов – Поэма из пятнадцати связанных сонетов.  Первоначально создаётся последний, пятнадцатый сонет (магистрал), потом из каждой его строки пишутся остальные сонеты так, что последняя строка первого сонета является первой строкой второго и т. д. Впервые В.с. создан в Италии ХIII века.

ВЕР – жанр героической баллады в пенджабской поэзии.

ВЕРИЗМ – близкое к натурализму направление в литературе ХIХ в. образовалось в Италии.

ВЕРЛИБР (свободный стих) – один из видов безрифменного французского стиха, строящегося на интонационно-синтаксической, а не силлабо-тонической основе. В.  распадается на метрический  и дисметрический.

ВЕРСИФИКАЦИЯ – стихосложение. Версификатор –  а) поэт, искусно владеющий техникой стиха, «дизайнер» формы, конструктор не обращающий внимания на сюжет (содержание). б) стихослагатель лишённый поэтического дара.

ВЕРТЕПНАЯ драма – жанр украинской народной литературы, сценарии для кукольного театра – вертепа.  Кроме рождественского действа, в В.д. разыгрывались интермедии, суть которых  естественное действие, интересная ситуация. Зародилась В. д. в ХVIII в.

ВЕСЕННИЙ зачин – распространённый мотив куртуазной лирики.

ВЕСЁЛАЯ наука – мистическое направление в провансальской литературе ХIV–ХV вв., приспособившее светскую поэтику к клерикальной поэзии, к культу дамы, Богоматери и т. д.

ВЕСНЯНКИ – в крестьянском фольклоре весенние песни, сопровождаемые играми и обрядами, главный мотив которых – магическое «замыкание» зимы, зазывание весны, желание  хорошего лета, ожидание любви и брака. В. распространены у славян.

ВЕСТЕРН – роман, действие которого развёртывается на так называемом Диком Западе США.

ВЕСТНИК – один из наиболее распространённых персонажей античной драмы. Сообщая о событиях, важных для дальнейшего развития действия, о событиях, происходящих за сценой, он давал им оценку.

ВЕЧНЫЕ образы – мифологические или  литературные персонажи, из века в век сохраняющие притягательность. Художественная выразительность, духовная глубина В.о. делает их всечеловеческой и вневременной ценностью. К таким образам относятся дон Кихот, Прометей, Ромео и Джульетта и др.

ВЕЩНЫЙ мир – давняя и прочная традиция литературы, когда  в произведении помимо всего прочего ведётся рассказ и об обычных вещах, в окружении которых находится человек в повседневной жизни. Описание вещей встречается уже в народных сказках.

«ВЕЩЬ в себе» – понятие, означающее вещи, существующие сами по себе в отличие от того, какими они являются «для нас» – в нашем познании.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ литератур – связи между отдельными, самостоятельно развивающимися национальными литературами. Степень прочности этих связей и их широта могут быть различными. Из других литератур могут заимствоваться форма, тема, образ, терминология и т.д. «Взаимодействие литератур ускоряет прогресс в самых разнообразных сферах духовной жизни человечества». (С.А.Небольсин).

ВИД литературный – модернизация литературного рода. Виды эпоса: эпопея, роман, повесть, рассказ или новелла. В лирике: элегия, песня, романс и т. д. В драме: трагедия, комедия, мелодрама, водевиль.

ВИДАЛИТА – строфа народной песни, связанная с фольклором индейцев кечуа. Состоит из шести строк. Вторую и третью строки образует слово «Видалита».

ВИДАРБХИ – один из стилей индийской поэзии, обладающий всеми гунами (достоинствами). Этим стилем написаны почти все сохранившиеся памятники санскритской классики.

ВИДЕНИЕ – литературное произведение, действие которого происходит не наяву, а во сне, в мистическом созерцании. Поэт видит сон, о котором потом расскажет, но уже по поручению самого Амура. Жанр средневековой литературы о проблесках любви.

ВИДЫ искусства – исторически сложившиеся формы существования искусства. В. и.  различаются способом воспроизведения действительности и художественными задачами, а также специфическими и материальными средствами создания художественного образа. Так, например, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово. Различаются пространственные и временные искусства:  архитектура и декоративно-прикладное искусство; музыка, танец, пантомима

ВИДЫ искусства экспрессивныек ним относятся хореография, музыка, словесная лирика. Эти виды искусства воспроизводят отдельные человеческие переживания, также обладающие социально-исторической характерностью.

ВИЗАНТИЙСКИЙ роман – группа рыцарских романов, в которых прослеживаются связи между старо-французской и византийской литературами. В них нет рыцарских подвигов, их заменяют превратности судьбы, приключения. Проходная форма повествования, характерная для ХIII в.

ВИЗИОНЕРСКИЙ жанр (мистические видения) назван по имени произведений, к нему относящихся. Соединяет трагическое и комическое. Средневековая словесность, Англия.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ – авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства, последователи которого считают, что визуализация текста графическими элементами, расширяет его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, рисунками, переплетаться узорами и т.д. В.п. выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не сформировалась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в ХVII веке и в которую он вставил часть «серпантинного (змеиного) стиха». Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые не повторяясь на письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.

          Едино                         богу в Трои

                              му                                   цы

          Славимо                      в едини

В 20-е годы ХХ века В.п. пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается и А.Вознесенский. Одним из новых типов В.п. является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д.Авалиани). Суть его заключается в том, что фигурный текст при переворачивании листа на 180 градусов читается по-разному.

ВИЛЛАНЕЛЛА – 1) «деревенская песня» – старинная итальянская народная песня бытового, игрового, сатирического или любовно-лирического содержания, популярная в ХV–ХVI вв; исполнялась на несколько голосов под музыку танцевального темпа. 2) в старо-французской поэзии – лирическое стихотворение, заключает обычно в себе шесть трёхстишных строк и один заключительный стих. Всего в В. – 19 стихов на две рифмы. Первый и третий стих начальной терцины повторяются и дальше в определённом порядке и имеют одну рифму. Каждый средний стих терцины оригинален. Все средние стихи связаны между собой также одной рифмой.

ВИЛАНИТЕ – стихотворная форма в португальской литературе средних веков.

ВИЛАНСЕТЕ – разновидность португальской глоссы в ХVI в., зависящей от количества строф.

ВИПАССАН – сказитель, армянский народный певец, исполнявший свои собственные и народные произведения.

ВИРАЛИ – у тамилов (Индия) категория подразделения поэтов: женщины-певицы.

ВИРГАБКИгероические песни народов Северной Индии.

ВИРЕЛЭ – шестистрочная строфа старофранцузской поэзии (ХVIII в.) Строфа разбивается на трёхстишия, в каждом из которых первые два стиха взаимно рифмуются, третий же, укороченный стих первой полустрофы рифмуется с укороченным стихом второй полустрофы.
         
А в ненастные дни
          Собирались они
          Часто;
          Гнули – бог их прости! –
          От пятидесяти
          На сто…
                             Делом

ВИРШЕВАЯ литература письменная стихотворная литература ХVI ХVIII вв. на народно-книжном украинском, польском и латинском языке, возникшая в связи с возрождением общественно-политической жизни на Украине.

ВИРШИ (стих), ВЕРШИ (двустишие скреплённое рифмами)орации. Жанр народной украинской поэзии. Писались беглыми монахами, школярами, где говорилось об их невзгодах. Досиллабические и силлабические стихи книжного происхождения. А также и русские досиллабические стихи.

<<< Назад  Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"