В
ВАВАЧАН
– на Яве исполнявшиеся нараспев романтические и религиозные поэмы.
ВАГАНТЫ
– странствующие певцы (школяры и монахи) в средние века, распевавшие
на латинском языке песни анакреонтического содержания.
ВАГАНТСКАЯ строфа –
тринадцатисложный хореический размер, которым с
XII
века писали свои стихи ваганты.
Умереть в застолице / я хотел бы лёжа,
Быть к вину поблизости / мне всего дороже,
Чтобы пелось ангелам / веселее тоже:
«Над усопшим пьяницей / смилостивись, Боже!»
ВАЙНОРДЕ –
песня прощания в литературе фульбе (Судан).
ВАЙТАМИ
– древнеиндийский стихотворный размер, принадлежащий к джагати и
основанный на счёте мор. Состоит из двух полустиший по 30 мор
каждое. Оба полустишия делятся цезурой так, что в первом находится 14
мор, а во втором – 16 мор.
ВАКА
– классическое направление в японской лирике. Песня – сначала
народная, а потом литературная – разделялась на короткие и длинные
(танка и тёка), встречались и шестистишия – сэдока.
ВАКРОКТИ
– в индийской поэтике понятие, объединяющее аланкары, т. н. «гнутая
речь», украшения стихотворной речи.
ВАКХИЧЕСКАЯ
стопа – вакхий. Трёхдольная стопа, состоящая из одного
краткого и двух долгих слогов. Употреблялась в вакхических песнях у
римлян. Близка восточному размеру, которым писал Фирдоуси.
ВАНСКИЕ
надписи – клинописные надписи на скалах в районе озера Ван, в
них цари сообщают о своих походах.
ВАНТЭ-ВО
– во вьетнамской литературе ХV
в. жанр ритуальных сочинений, близких к христианским видениям.
ВАНШВАЛИ
– в испанской
литературе династийные повествования.
ВАНЬ
– в китайской
литературе поминальная песнь.
ВАПАСАН
– армянские
эпические предания, песня-миф
ВАР
– героические
баллады в пенджабской литературе Индии, близкие к русским былинам.
ВАРВАРИЗМ
–
слово из иностранного языка,
не полностью освоенное языком или оборот речи построенный по чужому
образцу, нарушающий чистоту речи,
воспринимаемый как чужеродный.
ВАРИАНТ
– изменяющийся.
В текстологии – разночтение между известными источниками одного и того
же произведения, объясняемое дополнительной авторской работой над ним.
Например, в стихотворении А.С Пушкина «Памятник» в черновой редакции
4-й строфы вместо «Что в мой жестокий век…» написано: «Что вслед
Радищеву…» («…восславил я свободу»). Это черновой вариант данного
текста. «В отличие от редакции… обозначающей изменение текста в целом,
вариант – частное разночтение конкретного места, не придающее
произведению в целом существенно иного значения или смысла»
(А.Ф.Головченко).
ВАРИАНТНОСТЬ
– В
литературе постмодернизма возможность различного прочтения и понимания
произведения, даваемая самим автором: он иногда указывает, какие главы
читать, а какие можно пропустить без ущерба для содержания.
ВАРТБУРГСКАЯ
война – так называемое состязание поэтов, которое, по преданию,
происходило в 1206–07 гг. в Вартбурге. В самый блестящий период
южногерманской поэзии ландграф тюрингский Герман оказывал
стихотворцам-минезингерам гостеприимство при своём дворе.
ВАСАН
– религиозная
японская поэзия.
ВАСФ
– описание. Один из
распространенных жанров андалузской поэзии. Описываются красочные луга
Испании, реки и т. д. поэтами-арабами.
ВАФИР
– пять
двудольников – ямб, трибракхий/пеан, пеан/трёхдольный.
ВАЧАНА
– жанр
индийской литературы, афористическое изречение в литературе народности
каннада .
ВВЕДЕНИЕ
– вступительная часть книги, начало.
ВВОДНАЯ
статья – статья, помещённая в начале книги и являющаяся
вступлением к чему-либо.
ВВОДНЫЙ
эпизод – включение в художественное произведение сюжета,
напрямую не связанного с основным повествованием, но подчинённого
основной мысли произведения.
ВВОДЯЩИЕ
мотивы – мотивы, которые
требуют конкретного пополнения другими мотивами. Например, в
сказке отец хочет жениться на своей дочери. Чтобы избежать этого, она
даёт ему невыполнимые поручения.
ВДОХНОВЕНИЕ
– подъём всех творческих сил
художника, его собранность, сосредоточение на объекте творчества.
ВЕДИЧЕСКАЯ
поэзия –
слово веды
родственно русскому ведать, знать. Составляют свод памятников
индийской религиозной литературы. Известны четыре веды: «Ригведв»
(веда гимнов), Самаведа» (веда напевов), «Яджурведа» (внда жертвенных
формул) и «Атхараведа» (веда заклинаний). Ведийское стихосложение –
силлабическое: мерой различия служит число слогов. Качественная
характеристика слогов(тяжёлый-лёгкий) менее важна и фиксирована только
в нескольких последних слогах пады(стопы). В одиннадцати и
двенадцатисложных падах обязательна цезура после 4 или % слогов.
Наиболее распространены размеры», состоящие из трёх или четырёх
равносложных пад. Реже образуют «размеры» неравносложные пады.
Встречаются образования из разных размеров, а высшей метрической
единицей считается гимн.
ВЕДУЩИЙ
повествование
– персонаж или
группа персонажей пьесы, проходящие, как правило, через всё
произведение, комментирующие действие, выражающие взгляд автора на
происходящие события.
ВЕЙМАРСКИЙ
классицизм – в Германии ХVIII века вырос из потребности эпохи и
истории, из стремления героизации художественного образа, отказ не
только от бытовизма, но и от всего, что поэту кажется
преходящим, частным. Назван по
имени города Веймар, где жили его создатели Гёте и Шиллер.
ВЕК
героев – огромный период в
жизни человечества – от высшей ступени развития родового строя до
образования и раннего существования государства, как организации
классового строя.
ВЕЛИАЛ или ВЕШАЛ
– так назывались средневековые стихотворные произведения, содержанием
которых служили
судебные разбирательства по делу освобождения патриархов Ветхого
Завета.
ВЕЛИКИЕ
риторики – поэтическая школа, названная так потому, что её
представители видели в поэзии своего рода вторую риторику, т. е.
красноречие, облечённое в сюжетную форму. Охватывает раннее
Возрождение. Писали стихи на случай из жизни монархов, отделяли форму
от содержания, Виртуозность в стихах была самоцелью, поэтому имела
место игра слов, пристрастие к каламбурной рифме, внутренние удвоения,
аллитерации, символика, звуковая
организация стиха.
ВЕНОК
сонетов – Поэма из пятнадцати связанных сонетов. Первоначально
создаётся последний, пятнадцатый сонет (магистрал), потом из каждой
его строки пишутся остальные сонеты так, что последняя строка первого
сонета является первой строкой второго и т. д. Впервые В.с.
создан в Италии ХIII века.
ВЕР –
жанр
героической баллады в пенджабской поэзии.
ВЕРИЗМ
– близкое к
натурализму направление в литературе ХIХ в. образовалось в Италии.
ВЕРЛИБР
(свободный стих) – один из видов
безрифменного французского стиха, строящегося на
интонационно-синтаксической, а не силлабо-тонической основе. В.
распадается на метрический и дисметрический.
ВЕРСИФИКАЦИЯ
– стихосложение. Версификатор – а) поэт, искусно владеющий техникой
стиха, «дизайнер» формы, конструктор не обращающий внимания на сюжет
(содержание). б) стихослагатель лишённый поэтического
дара.
ВЕРТЕПНАЯ
драма – жанр украинской
народной литературы, сценарии для кукольного театра – вертепа. Кроме
рождественского действа, в В.д. разыгрывались
интермедии, суть которых естественное действие, интересная ситуация.
Зародилась В. д. в ХVIII в.
ВЕСЕННИЙ
зачин – распространённый мотив куртуазной лирики.
ВЕСЁЛАЯ
наука – мистическое
направление в провансальской литературе ХIV–ХV вв., приспособившее
светскую поэтику к клерикальной поэзии, к культу дамы, Богоматери и т.
д.
ВЕСНЯНКИ
– в крестьянском фольклоре весенние песни, сопровождаемые
играми и обрядами, главный мотив которых – магическое «замыкание»
зимы, зазывание весны, желание хорошего лета, ожидание любви и брака.
В. распространены у славян.
ВЕСТЕРН –
роман, действие которого развёртывается на так называемом Диком Западе
США.
ВЕСТНИК
– один из наиболее распространённых персонажей античной драмы. Сообщая
о событиях, важных для дальнейшего развития действия, о событиях,
происходящих за сценой, он давал им оценку.
ВЕЧНЫЕ
образы – мифологические или литературные персонажи, из века в
век сохраняющие притягательность. Художественная выразительность,
духовная глубина В.о. делает их всечеловеческой и вневременной
ценностью. К таким образам относятся дон Кихот, Прометей, Ромео и
Джульетта и др.
ВЕЩНЫЙ
мир – давняя и прочная традиция литературы, когда в
произведении помимо всего прочего ведётся рассказ и об обычных вещах,
в окружении которых находится человек в повседневной жизни. Описание
вещей встречается уже в народных сказках.
«ВЕЩЬ в себе» –
понятие,
означающее вещи, существующие сами по себе в отличие от того, какими
они являются «для нас» – в нашем познании.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
литератур – связи между отдельными, самостоятельно
развивающимися национальными литературами. Степень прочности этих
связей и их широта могут быть различными. Из других литератур могут
заимствоваться форма, тема, образ, терминология и т.д. «Взаимодействие
литератур ускоряет прогресс в самых разнообразных сферах духовной
жизни человечества». (С.А.Небольсин).
ВИД
литературный – модернизация
литературного рода. Виды эпоса: эпопея, роман, повесть, рассказ или
новелла. В лирике: элегия, песня, романс и т. д. В драме: трагедия,
комедия, мелодрама, водевиль.
ВИДАЛИТА
– строфа народной песни, связанная с фольклором индейцев кечуа.
Состоит из шести строк. Вторую и третью строки образует слово
«Видалита».
ВИДАРБХИ
– один из стилей индийской поэзии, обладающий всеми гунами
(достоинствами). Этим стилем написаны почти все сохранившиеся
памятники санскритской классики.
ВИДЕНИЕ
– литературное произведение, действие которого происходит не наяву, а
во сне, в мистическом созерцании. Поэт видит сон, о котором потом
расскажет, но уже по поручению самого Амура. Жанр средневековой
литературы о проблесках любви.
ВИДЫ
искусства – исторически сложившиеся формы существования
искусства. В. и. различаются способом воспроизведения
действительности и художественными задачами, а также специфическими и
материальными средствами создания художественного образа. Так,
например, в литературе эстетическое воспроизведение мира
осуществляется через слово. Различаются пространственные и временные
искусства: архитектура и декоративно-прикладное искусство; музыка,
танец, пантомима
ВИДЫ
искусства экспрессивные –
к ним относятся хореография, музыка, словесная лирика. Эти виды искусства
воспроизводят отдельные человеческие переживания, также обладающие
социально-исторической характерностью.
ВИЗАНТИЙСКИЙ
роман – группа рыцарских романов, в которых прослеживаются
связи между старо-французской и византийской литературами.
В них нет рыцарских подвигов, их
заменяют превратности судьбы, приключения. Проходная форма
повествования, характерная для ХIII в.
ВИЗИОНЕРСКИЙ
жанр (мистические видения) –
назван по имени произведений, к нему относящихся. Соединяет
трагическое и комическое. Средневековая словесность, Англия.
ВИЗУАЛЬНАЯ
ПОЭЗИЯ –
авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства,
последователи которого считают, что визуализация текста графическими
элементами, расширяет его образное и смысловое значение. Строки текста
могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками,
рисунками, переплетаться узорами и т.д. В.п. выросла из
недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не сформировалась в
своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии можно
считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в
ХVII веке и в которую он вставил
часть «серпантинного (змеиного) стиха». Суть его изобретения
заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы,
которые не повторяясь на письме, были общими для смежных строк и
соединялись с ними прямыми линиями.
Едино богу в Трои
му цы
Славимо в едини
В 20-е годы ХХ века
В.п. пропагандировали конструктивисты, предлагавшие
вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью
графических конструкций. В 60-е годы к визуализации поэзии
возвращается и А.Вознесенский. Одним из новых типов В.п.
является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён
Д.Авалиани). Суть его заключается в том, что фигурный текст при
переворачивании листа на 180 градусов читается по-разному.
ВИЛЛАНЕЛЛА
– 1) «деревенская песня» – старинная итальянская народная песня
бытового, игрового, сатирического или любовно-лирического содержания,
популярная в ХV–ХVI
вв; исполнялась на несколько голосов под музыку танцевального темпа.
2) в старо-французской поэзии – лирическое стихотворение, заключает
обычно в себе шесть трёхстишных строк и один заключительный стих.
Всего в В. – 19 стихов на две рифмы. Первый и третий
стих начальной терцины повторяются и дальше в определённом порядке и
имеют одну рифму. Каждый средний стих терцины оригинален. Все средние
стихи связаны между собой также одной рифмой.
ВИЛАНИТЕ
– стихотворная форма в португальской литературе средних веков.
ВИЛАНСЕТЕ
– разновидность
португальской глоссы в ХVI в., зависящей от количества строф.
ВИПАССАН
– сказитель, армянский народный певец,
исполнявший свои собственные и народные произведения.
ВИРАЛИ –
у тамилов
(Индия) категория подразделения поэтов: женщины-певицы.
ВИРГАБКИ
– героические песни народов
Северной Индии.
ВИРЕЛЭ
– шестистрочная строфа старофранцузской поэзии (ХVIII
в.) Строфа разбивается на трёхстишия, в каждом из которых первые два
стиха взаимно рифмуются, третий же, укороченный стих первой полустрофы
рифмуется с укороченным стихом второй полустрофы.
А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули – бог их прости! –
От пятидесяти
На сто…
Делом
ВИРШЕВАЯ
литература – письменная
стихотворная литература ХVI
– ХVIII вв. на
народно-книжном украинском, польском и латинском языке, возникшая в
связи с возрождением общественно-политической жизни на Украине.
ВИРШИ
(стих), ВЕРШИ (двустишие скреплённое рифмами) –
орации. Жанр народной украинской поэзии. Писались беглыми монахами,
школярами, где говорилось об их невзгодах. Досиллабические и
силлабические стихи книжного происхождения. А также и русские
досиллабические стихи.
<<< Назад
Дальше >>>
|