Хентай манга по категориям
Лучшее Порно 9a93f135

-->

 

 

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

 

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
  Rambler's Top100  

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

В.В. Онуфриев
СЛОВАРЬ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРИМЕРАХ

| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Я |

П

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) - текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу ("Аргентина манит негра" М. Булгаков"; «А муза раба разума?»;«Тут хорош сыр, крыс шорох тут",  «А роза упала на лапу Азора», А. Фет). Русское название палиндрома – перевертень. Стихи из палиндромов - палиндромоны - относятся к экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.).  Примеры...         Циклопалиндром

ПАМФЛЕТ
- публицистическое произведение на злободневную тему, написанное  с целью социально-политического обличения. Памфлет  тесно связан с сатирой. Может быть обличён в стихотворную форму (В.В. Маяковский).

ПАНЕГИРИК
реч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) хвалебная торжественная речь, посвящённая людям или явлениям: царям, богам, городам, чувствам и т.д. Сродни оде.
 

ПАНТОРИМ  – стих , в котором все слова рифмуются между собой. "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий). Подробней см. Панторифма.

               Опьяняет  смелый  бег,
               Овевает     белый   снег,
               Режут  шумы   тишину,
               Нежат  думы про весну.
                                          (В. Брюсов)

ПАРАБОЛА (греч. parabole – сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Э. Хемингуэй «Старик и море» и т.д.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  


                В синем море волны плещут.                        Мчаться тучи, вьются тучи...
                В синем небе звезды блещут.                                              (М.Ю. Лермонтов)
                                                          (А. С. Пушкин)      

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими словами.


ПАРОДИЯ (греч. parodia – перепев) – жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то; высмеивание стилистических и других приёмов какого-либо писателя (поэта), основанное на утрировании его манеры письма. Первые пародии в русской поэзии встречаются в 18 в. у А.Сумарокова ("Дифирамб Пегасу", написанный на стихотворение В. Петрова). Позже пародии писали В.Жуковский, И.Крылов, Д.Минаев, В.Курочкин, А.Измайлов и др. Классиком русской современной стихотворной пародии стал поэт-пародист Александр Иванов (1936-1996).
Примеры современных поэтических пародий.


ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать – штопор…). Паронимия стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю – грабли…). На паронимии часто строятся каламбуры и скороговорки:
                                                                                                                                                       Коля колет колья.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения  («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПАСКВИЛЬ сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее кого-либо или что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб, что не даёт оснований относить его к литературному жанру.


ПАСТОРАЛЬ
(лат. pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием.


ПАУЗА
(греч. pausis – остановка) – небольшой перерыв в речи. В стихах паузы делятся на логические и ритмические, могут выполнять метрические функции. Бывают также внутренние (цезура) и конечные паузы.


ПЕГАС
- в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»). Подробней...


ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-.  В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ПЕНТОН
(пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с  ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

               Не шуми ты, рожь,
               Спелым колосом!
               Ты не пой, косарь,
               Про широку степь!
                                (А.В. Кольцов)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м  ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й(- È ÈÈ), 2-й( È- ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны достаточно редки в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
 

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
                                          (К.Д. Бальмонт)
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.                                             (Р. Рождественский)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА  - самый распространённый способ чередования рифм в строфе, при котором строки рифмуются через одну (АВАB).

         О, есть неповторимые слова,
         Кто их сказал – истратил слишком много,
         Неистощима только синева
         Небесная и милосердье Бога.
                                               (А. Ахматова)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

            Выходит Пётр. Его глаза
            Сияют. Лик его ужасен.
            Движенья быстры. Он прекрасен,
            Он весь, как божия гроза.
                                       (А. С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).

ПЕСНЯ
- стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом. Стихи, положенные на музыку.


ПИРРИХИЙ
-  стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов. Перрихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

            Три девицы под окном
            Пряли поздно вечерком…
                                  (А.С. Пушкин)

ПЛАГИАТ (лат. plagio - похищаю) - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства и нарушение авторских прав.


ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.


ПОВЕСТ
Ь – жанр прозы небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием интриги. Главный герой описывается в рамках немногих событий.

ПОГОВОРКА  -  устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучительного смысла. ( «Утро вечера мудренее», «Семь пятниц на неделе»…)

ПОЛИМЕТРИЯ 
- сочетание в одном (обычно крупном) произведении композиционно разделенных кусков, написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко, романтизма, 20 в. («Двенадцать» А. А. Блока).


ПОЛУСТИШИЕ – часть стиха, отделяемая цезурой. («Приветствую тебя, пустынный уголок…», А.С. Пушкин.)

ПОСЛОВИЦА – народный афоризм; краткое образное народное изречение с  поучительным смыслом. Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк сверчок знай свой шесток).


ПОЭЗИЯ
- стихотворное творчество, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной  прозы ."Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж)."Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.
 

ПОЭМА – поэтический жанр большого объёма на историческую, героическую или лирическую тему. В древности и средние века - монументальный героический эпос лироэпического плана, основные черты которого - патетика, героичность, легендарность («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде»…).

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.

ПРИБАУТКА – забавная рифмованная поговорка шуточного характера в русском фольклоре.

            Ай, дуду, дуду, дуду!
            Потерял мужик дугу.
            Шарил, шарил - не нашёл,
            Сам заплакал и пошёл.

ПРИПЕВ (рефрен) – часть песни, повторяемая после каждого её куплета.

ПРИТЧА – небольшой  рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.


ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos - наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги, союзы, артикли) примыкающие к последующему ударному слову, вследствие чего происходит перенос ударения и оба слова  произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…). Противоположность энклитике.


ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая основное действие или разъясняющая художественный замысел.


ПРОСОДИЯ ( греч. prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто просодией называют стихосложение.

ПРОСТОРЕЧИЕ - речь малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от литературной нормы( «захочем» вместо «захотим», «ляжь» вместо «ляг» и т.п. ).

ПСЕВДОНИМ
(греч.pseudos - вымысел, ложь и onyma – имя) – условная подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (автоним).


ПЯТИСЛОЖНИК -
см. Пентон.

ПЯТИСТИШИЕ
(квинтет) – строфа из пяти стихов.

          Хотя я судьбой на заре моих дней,
          О южные горы, отторгнут от вас,
          Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
          Как сладкую песню отчизны моей,
          Люблю я Кавказ.
                                      (М.Ю. Лермонтов)

Назад           Дальше
 

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

 © 2002 "Русские рифмы"