Щебень в истре, купить щебень в истре / Бетон в Истре Речной и горный имеют отличные друг от друга свойства. Также гравийный щебень делят по декоративному признаку, в зависимости от цвета. Гравий может быть красным, белым, черным, пурпурным, золотым, зеленым и смешанным.
порно комиксы хентай
порно секс 9a93f135
РИФМА.КОМ.РУ Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению... >ПОРТАЛ «РУССКИЕ РИФМЫ» - крупнейший поэтический ресурс в Интернете: стихисовременных русских поэтов; всё о рифме и стихосложении; словари рифм; справочная информация и статьи о поэзии; конкурсы с рифмами, форумы, голосования, рейтинги и т.д. и т.п Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени... РИФМА.КОМ.РУ

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

                                                              В.В. Онуфриев   "Словарь разновидностей рифмы"                                    1 2 3 4 5 6 7 8 9

ПАНТОРИФМА  редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между  собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и сел. Взял и съел..." (В. Маяковский), "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий),  "Полоса щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).

      Опьяняет  смелый  бег,
      Овевает     белый   снег,
      Режут  шумы   тишину,
      Нежат  думы про весну.
                                  (В. Брюсов)

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма)  рифма с использованием слов одинаковой части речи  в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…

     В синем небе звёзды блещут,

     В синем море волны хлещут;
     Туча по небу идёт,
     Бочка по морю
плывёт.

                               (А.С. Пушкин)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА – наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению
в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВ
AВ.

           У лукоморья дуб зелёный;
           Златая цепь на дубе том:

           И днём и ночью кот учёный
           Всё ходит по цепи кругом…
                                    (А.С. Пушкин)

ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.
Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело ...

   Улица - лица у
   Догов годов
   Резче - через
   Железных коней...
                 (В. Маяковский)

ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА разновидность обособленной рифмы. Характерной особенностью слов, образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорьераспутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью, лепетанье - трепетанье….

            Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

            Преодолеть пространство и простор.

            Нам разум дал стальные руки – крылья,

            А вместо сердца – пламенный мотор.

                                                              (П. Герман)

Переходные рифмы, фактически являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к связующим рифмам; и в словаре распо-ложены между ними. Словарная классификация.


ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма) - наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни - судачите, полегче - полезный, пролетарий - пролетали, коробится - коровушка, присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому...
 

Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
          (С. Панкратов)
Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
                       (Белла Ахмадулина)

В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детяму нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживеми без них.
                  (Р. Рождественский)

Как наешься ты своей полбы,
Соберика с чертей оброк мне полный.
                                    (А.С. Пушкин)

Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
                                 (М. Светлов)

Первые предударные рифмы можно встретить как в древнерусском фолклоре, так и в художественной литературе начиная с 17 века.

Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату без мастера
не утешыти детяти без матери...

 ("Повесть о Горе-злочастии", 17 век)

ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря общим концовкам и ударным приставкам:
на
бело - наголо
, оттиск - отблеск, заново - заживо, повытаращили - повыпроводили...
Абсолютное большинство префиксальных рифм составляют слова с приставкой «вы» ("выкающая рифма").

Вы
емкавыдумкавыбелкавыставкавывозка…  Выбить – вылить – выжить – выпить... Выкачу - выскачу- выклянчу...
 

Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
             (Д.С. Самойлов)

Да, их голоса. Знакомые выкрики.
Застыл в узнаванье, расплющился, нем,
фразы кро
ю по выкриков выкройке.
Да - это они - они обо мне.

                          (В. Маяковский)

Среди префиксальных псевдорифм встречаются и созвучия высокой степени точности: выпросить - выбросить - выкрасить и пр.
 

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА  - обобщённое название различных неточных рифм; рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний. Противоположность точной рифме. К точным рифмам относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к приблизительным  - все остальные.

ПРИЁМНАЯ РИФМА
– рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам относятся: рифмы с вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы. Словарная категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных рифм). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т.о. является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм  на «ЕДЬ»: ведь – медведь – впредь - сельдь   Фунт - грунт – пункт, практика - тактика – Антарктика, туча - круча – чукча, светский – немецкий - кувейтский…

Казалося ему, что средь долины
Между цветов, стоит под миртом он,
Вокуруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясьльёт в кубок пенны вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах
И виноград, на голове висящий,
И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
                                        (А.С.Пушкин)


ПСЕВДОРИФМА неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают.
Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.

Общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница, дикторский  – идольский, веерный – северный, золушка - горлышко,  бабушка –  ладушки, горницы - любовницы...
Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм, например:

Нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма)…

У тебя весна без зелени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
                                          (В.Брюсов)
Гремит орган на стогне трубный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный огнь чудный
Малюет на стене луну.
                                 (Г.Р. Державин)

  Категория «псевдорифмы» даёт возможность объединить в словаре и задействовать в стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка» абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка – веточка – белочка – времечко Это и есть псевдорифмы.


Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом фолклоре, а таже впервые встречаются в силлабических виршах первых русских поэтовв  17 века, когда рифмовая техника ещё не сформировалась.

Токмо слышим о твоей остроумной разумности
яко навычен еси окружной премудрости...

                                           (Савватий)

ПЯТЕРНАЯ РИФМА - рифма из пяти слов в стихотворении.

Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого терпенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
                           (А.С.  Пушкин)

 См. также двойная, тройная, четверная и шестерная рифма.

ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА
рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма.
Тиражирование – цитирование, удивляющаяся – скитающаяся, исследование – проповедование…

Холод, тело тайно сковывывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
                                      (В. Брюсов)

РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с равным количеством послеударных слогов. Основная рифма в стихосложении. Верю – потеря, ясно - сладострастно, дом – идём, весне - старине, там – цветам, я - твоя, кипарис - разрослись…

Противоположность неравносложной рифме.

Время, о! время,
Что ты? Мечта,
Век наш есть бремя,
Всё суета...
       (М.Херасков)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
                           (Ф.И. Тютчев)


РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА
– рифма, образуемая словами, стоящими в различных местах стиха.

      Шаля,
              такие ноты наляпаны,
     что с зависти
           Лопнули б все Шаляпины.
                                (В. Маяковский)

РАЗНОРОДНАЯ РИФМА рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.

Вода – сюда,  мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой,
сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать,  княжна - скромна…

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
                                  (К.И. Чуковский)

Назад        Дальше
 

Словарь поэтических терминов в примерах

 

Справочник по стихосложению