Аренда Бетононасоса в Истре Покупка бетонных смесей: почему стоит сотрудничать с заводом-изготовителем. Плюсы обращения в компанию « Истра-бетон»: финансовая выгода + качество. Этапы сотрудничества.
9a93f135
РИФМА.КОМ.РУ Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению... >ПОРТАЛ «РУССКИЕ РИФМЫ» - крупнейший поэтический ресурс в Интернете: стихисовременных русских поэтов; всё о рифме и стихосложении; словари рифм; справочная информация и статьи о поэзии; конкурсы с рифмами, форумы, голосования, рейтинги и т.д. и т.п Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени... РИФМА.КОМ.РУ

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

                                                              В.В. Онуфриев   "Словарь разновидностей рифмы"                                   1 2 3 4 5 6 7 8 9

СМЕШАННАЯ РИФМА -  разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
 

А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
                          (А. Твардовский)

Стихи должны поэту сниться

По сотне памятных примет.

Как пешеходу в зной - криница,

Глухому - утренняя птица,

Слепому - утренний рассвет.
                  
      (Маргарита Алигер)


СОГЛАСНАЯ РИФМА
- вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры: уха - чепуха, игру - гуру, всегдада, хожу - гляжу, неси – мерси, бубня - меня, ты- мечты,
чело - весло

 

Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, -
Мы такого не видали никогда.
                              (М. Исаковский)
В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?

                            (Расул Гамзатов)


СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их 
и  т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли - увяли,  боже – кто же,  неволишь – одно  лишь,  невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы -  темы,  голова и - Гаваи, счёты  - кто ты, петли - нет ли,  корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ...

Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться  словам, не имеющим рифм изначально,  или находить оригинальные и неординарные рифмы. Также см. разнословная рифма

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…

Подметить всё и записать бы, -

Так первый снег мне этот мил!

           (А.М. Жемчужников)

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
                        (С. Есенин)
Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!

                                      (В. Невский)


СТЫКОВАЯ РИФМА – разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.

     Реет тень голубая, объята
     Ароматом некошенных трав;
     Но упав, на зелёную землю,
     Я объемлю глазами простор.
                                      (В. Брюсов)
Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, тёплой неги полн,
И чёлн...

               (М.А.Кузмин)


СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
- второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.

Председательствующие – благожелательствующие (6 сл.)  Рассекречивающиеся – увековечивающиеся(7 сл.)

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА  - эпифора; слово рифмуется само с собой.
 

И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.

                                         (А.С. Пушкин) 

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
                      (А.С. Пушкин)
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
                                             (Лев Озеров)
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
                  (Агния Барто)
 


Первые тавтологические рифмы были известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического параллелизма, при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.

З добрымъ бо думцею думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
           (Даниил Заточник, "Моление", 13 век)

Сродни тавтологическим рифмам существуют и т.н. полутавтологические рифмы: ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ...

Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
                                (А.С. Пушкин)


ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА –  двоюродная рифма, внутри которой  мягкая согласная противостоит твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь,
Панкратий-косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря

Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
            (А. С.  Пушкин)
Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэтэ.
                 (В. Маяковский)

Может думает обо мне

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

                    (С. Есенин)

Бренчит частушка, как  медаль,

И голову дурманит.

Чего б ты от неё не ждал

Она тебя обманет!…

        (Роберт Рождественский)

ТОЧНАЯ РИФМА общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…
Вплоть до конца 20 века под точной рифмой подразумевались любые созвучные на слух рифмующиеся слова. «Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В.Жирмунский, "Рифма, её история и теория", 1923 г.)

 

ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА рифма, состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция,  розовый – берёзовый, крутится – беспутица…

О вы размеры старые,
Захватанные многими,
Банальные , дешёвые
Готовые клише!
Звучащие гитарою
И с рифмами убогими -
Прекраснее, чем новые,
Простой моей душе.
                      ( И. Северянин)

ТРОЙНАЯ РИФМА рифма из трёх слов в сложных строфах.

   Люблю глаза твои, мой друг,

   С игрой их пламенно-чудесной,
   Когда их приподымешь
вдруг

   И, словно молнией небесной,
   Окинешь бегло целый круг

                              (Ф. И. Тютчев)

На тройных рифмах строятся все секстины (АВАВАВ).

 

УСЕЧЁННАЯ РИФМА базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две),
а активное - на гласную.

Унылый - мило, топольЕвропаомут- другому, стильныйобильнокречетвече, дальний - спальня

 Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
 Французы двинулись, как тучи
                                    ( М.Ю. Лермонтов)

Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма.

УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА – часто употребляемая связка не совсем сходных по звучанию слов.
Жизнь
  = держись, вниз, ввысь…,   грусть = Русь, вернусь…,
любви
= твои, свои, соловьи…,   люблю = поюмою, твою  и т. п.

 Уноси моё сердце в звенящую даль,
        Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слёзы твои
         Кротко светит улыбка любви.
                                               (А.А. Фет)

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводит грусть

Жёлтые дожди…

                            (К. Симонов)


ХОЛОСТАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются . Т.о.,  под условным понятием "холостой  рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
 

Лесом чистым и дремучим,

По тропинкам и по мхам,

Ехал всадник, пробираясь

К светлым невским берегам.
                              (А.Н. Майков)

Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
        (А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА рифма из четырёх слов в строфе.

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
           На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
          Родишь ты вдруг.
                                  (А.С. Пушкин)


ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.

Суженными - жемчужинами, божественная - естественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторговывая…

Стоят серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая удочками,
На обомшелые плоты.
                        (Г. Шенгели)


ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.

Второе название – супергипердактилическая рифма.

Жульничающие – богохульничающие, трапезничающий - ябедничающий...

ЭХО-РИФМА  - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой. Ещё примеры...

          Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? –

          Нету!

          Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? –

          Шиш!
                                                                             (В. Маяковский)

Назад        Дальше
 

Словарь поэтических терминов в примерах

 

Справочник по стихосложению